ОТТОРЖЕНИЕ Косово, заявления президента Черногории о готовности "пойти своим путем", первый за долгие месяцы крупный митинг объединившейся оппозиции - дестабилизация Югославии вчера достигла своего апогея. Проведение масштабного митинга планировалось еще с 10 января, когда разрозненные оппозиционные партии Югославии подписали договор о совместной деятельности. Оппозиция готовилась к этому дню основательно. Критика властей, распространение воззваний к спортсменам, студентам, родителям учащихся и представителям других социальных групп - после фактического провала оппозиционных демонстраций в октябре прошлого года, когда лидерам антиправительственных партий удалось вывести на улицы не больше нескольких сот человек, потребовались колоссальные усилия, чтобы привлечь под свои знамена как можно больше людей. На этот раз организаторы постарались на славу: на предприятиях, чье руководство находится в оппозиции, был сокращен рабочий день, центр столицы очищен от транспорта. Атака на общественное мнение велась главным образом посредством западных СМИ, с одной стороны подталкивающих оппозицию к объединению, с другой - подвергших обвальной критике Слободана Милошевича. Генсек НАТО Джордж Робертсон заявил в Гааге, куда он приехал с визитом в Международный трибунал для бывшей Югославии, что Слободан Милошевич и бывшие лидеры боснийских сербов Радован Караджич и Ратко Младич не арестованы только потому, что операция по их задержанию была бы чрезвычайно опасна, и предложил этим лицам самим сдаться суду.
Любопытно, что по стечению обстоятельств митинг прошел в день годовщины бомбардировки авиацией НАТО колонны албанских беженцев у села Мейа под Джаковицей, где погибли 73 и были ранены 36 человек. Между тем ни один иск против натовских генералов, виновных в этой и других трагедиях, в результате которых погибли мирные жители и с той, и с другой стороны, несмотря на клятвы главного прокурора МТБЮ Карлы дель Понте, не был доведен до суда.
Между тем давление на общественность осуществляется не всегда корректно, зачастую с использованием откровенной дезинформации. Так, например, была искажена информация электронного сайта Министерства иностранных дел СРЮ. В частности, о массовых захоронениях в косовском селении Рачак. Год назад это захоронение было использовано как предлог для натовской агрессии. Тогда сторонники военного вмешательства утверждали, что в Рачаке захоронены мирные албанские жители, расстрелянные сербской полицией. Однако эта информация была неоднократно опровергнута, в последний раз - в докладе финских экспертов, где говорилось, что совершенно точно можно утверждать о принадлежности убитых к военизированным формированиям сепаратистов.
Официальный Белград разрешил проведение митинга, несмотря на то что во многих районах Сербии объявлено чрезвычайное положение в связи с небывалым разливом рек. Однако, по мнению международных наблюдателей, митинг оппозиции, требующей проведения досрочных выборов, может иметь весьма негативные последствия, так как ситуация в Югославии и так дестабилизирована до предела. Новые потрясения для находящейся в блокаде и послевоенной разрухе страны могут оказаться для нее непреодолимыми.