0
627
Газета В мире Интернет-версия

13.04.2000 00:00:00

Арабам уступки не нужны

Андрей Правов

Об авторе: Андрей Правов - собкор РИА "Новости" в Израиле.

Тэги: Израиль, Палестина, Барак


Арабо-израильские противоречия на оккупированных территориях проявляются ежедневно.
Фото АП

ВЧЕРА в Вашингтоне состоялись переговоры между премьер-министром Израиля Эхудом Бараком и президентом США Биллом Клинтоном. Хотя основной темой обсуждения стали палестино-израильские переговоры, вопрос урегулирования на сирийском направлении не мог не возникнуть. Пока США не удалось заставить Дамаск и Тель-Авив сесть за стол переговоров, однако "помощь" пришла с неожиданной стороны. На прошлой неделе в выходящей в Лондоне газете на арабском языке "Хайят" британский журналист Патрик Сил, известный своими связями в сирийском руководстве, выступил со своими предложениями урегулирования. Согласно плану Сила, никакой полосы на северо-восточном побережье Кинерета за Израилем не останется, но он все равно будет продолжать контролировать водоем, а сирийцы не получат права решать свои проблемы водоснабжения при помощи ресурсов Кинерета. Северо-восточное побережье будет формально под контролем Сирии, но превратится в своеобразную "зону свободного туризма". Пока в Израиле к этому плану отнеслись скептически, Сирия тоже не выразила официальной поддержки идеям Сила. Возможно, диалог между странами будет постепенно налаживаться. И растерянность, охватившая власти Израиля после провала недавней встречи в Женеве между президентами США и Сирии, постепенно пройдет.

Сразу же после Женевской встречи резко изменились комментарии в израильских СМИ относительно намерений Сирии заключить с Израилем мирное соглашение.

Если еще совсем недавно подавляющее большинство обозревателей четко указывали на то, что Дамаск сейчас "уже просто не может обойтись без этого соглашения", то сейчас подчеркивается, что "президенту Асаду из внутриполитических соображений скорее выгоднее сохранить напряженные отношения с сионистским соседом".

Ранее в качестве доводов заинтересованности Дамаска в успехе переговоров с Израилем, например, настойчиво проводилась мысль, что это чуть ли не в первую очередь нужно уже не молодому сирийскому президенту, который всеми силами стремится "спокойно" передать власть в руки сына Башара Асада. Сделать это намного удобнее в условиях политической стабильности вокруг государства, в ситуации с решенными проблемами границ и наличием мирных соглашений с соседями. Утверждалось даже, что Асад якобы опасается, что в противном случае "более поднаторевшие в дворцовых интригах" представители его близкого окружения либо "затаившие честолюбивые намерения" родственники попытаются воспользоваться напряженной ситуацией на границах и отстранить младшего Асада от власти. Говорилось также, что Дамаск, испытывающий определенные экономические и финансовые трудности, "кровно заинтересован в потоках американской помощи", которая якобы обрушится на сирийцев, как золотой дождь, сразу после того, как они согласятся на подписание с Израилем мирного соглашения.

В данной связи даже указывалось, что в таком соглашении не в малой степени заинтересован и президент США Билл Клинтон, чуть ли не рассчитывающий получить за посредничество в его достижении Нобелевскую премию мира. По словам активистов Совета еврейских поселений Голанских высот, между Израилем и Сирией благодаря давлению американского президента уже подписано секретное соглашение, а любые переговоры - лишь спектакль для населения двух стран, демонстрирующих "твердость позиций" их руководства.

Тем не менее в жизни все оказалось намного сложнее. Как известно, прошедшая в конце марта в Женеве встреча между Клинтоном и Асадом закончилась безрезультатно. А между тем, как считают здесь некоторые наблюдатели, нынешний премьер-министр страны Эхуд Барак сделал чуть ли не главную ставку именно на успех в подписании мирного соглашения с Сирией. "В сторону" были отодвинуты почти все другие проблемы - катастрофически падающий рейтинг премьера, серьезные "трещины" в правительственной коалиции, обрушившиеся на страну забастовки врачей и даже израильско-палестинские переговоры, которые после неудач на сирийском треке активно возобновились.

Скорее всего, Эхуд Барак никак не ожидал провала встречи Клинтон-Асад. Ведь, согласно многим оценкам, израильские предложения, пересказанные Клинтоном, должны были "почти полностью" удовлетворить сирийского президента. Точное их содержание, естественно, нигде не приводится, однако, согласно просочившейся в прессу информации, речь идет практически о полном отходе Израиля к линии границы, существовавшей до 4 июня 1967 года, как того и требовала сирийская сторона. При этом оговаривалось, что Израиль оставит за собой "узкую полоску" восточного побережья озера Кинерет, что означало бы его полный контроль над данным жизненно важным для страны источником водоснабжения. Взамен Израиль якобы был готов поделиться с Сирией доходами от туризма в живописном заповеднике Хамат-Гадер, которые сейчас однозначно достаются местным кибуцам. Шла речь и о необходимости для Израиля и дальше контролировать станцию раннего предупреждения на горе Хермон.

Однако, как известно, все эти предложения Асад на встрече с Клинтоном отверг, подчеркнув еще раз, что подобный вариант для Дамаска не подходит. Он требует возвращения оккупированных Израилем в 1967 году Голанских высот не "практически всех", а полностью и без каких-либо условий. При этом, согласно некоторым источникам, сирийский президент отвел довод израильской стороны, что в случае, если пункт о восточном побережье Кинерета не будет включен в соглашение, его проект наверняка провалится на всенародном референдуме по Голанам, который Барак обещал израильтянам. В случае же, если он там будет присутствовать, референдум Барак выиграет и соглашение станет реальностью. Некоторые осведомленные источники рассказывают, что Асад назвал подобный аргумент "проблемами Барака" и предложил Клинтону порекомендовать израильскому премьеру, прежде чем начинать серьезные переговоры, "разобраться с собственным народом".

Сейчас резко сменившая тон израильская пресса пишет, что такой итог встречи можно было предсказать заранее. Асад якобы не готов к мирному соглашению с Израилем, поскольку это может осложнить для него внутриполитическую обстановку в стране, усилить критику со стороны оппозиции и принести вытекающие из всего этого трудности по передаче власти сыну. "Вся эта возня с переговорами", указывают некоторые израильские СМИ, была затеяна режимом в Дамаске для того, чтобы в конце концов "продемонстрировать сирийскому народу свою непреклонность и решительность в отношении сионистского врага". Как заявил в связи со всем происходящим министр иностранных дел Израиля Давид Леви, "Хафез Асад снял маску и показал свое истинное лицо".

Между тем, считают многие наблюдатели, ничего неожиданного не произошло. У израильских властей, указывают они, в данном вопросе просто существовали завышенные ожидания, связанные с тем, что Дамаск чуть ли не более, чем они, заинтересован в соглашении. На деле ничего подобного не происходит. Израилю стабильность на границах нужна даже больше, чем Сирии. Тем более в условиях предстоящего вывода к июлю израильских войск из Южного Ливана. Данный вывод был одним из предвыборных обещаний Эхуда Барака, "выстраданным" в результате серьезной борьбы солдатских матерей и продолжавшегося роста недовольства внутри страны в связи с гибелью израильских военнослужащих в так называемой зоне безопасности на юге Ливана. Позже решение о полном выводе войск было утверждено правительством и провозглашено уже на государственном уровне.

По многим оценкам, Барак явно рассчитывал на то, что к июлю ему удастся подписать мирное соглашение с Дамаском. А без него, по мнению экспертов, односторонний вывод войск из Южного Ливана выглядит очень проблематичным мероприятием. Как известно, в Ливане присутствуют и некоторые контингенты сирийских войск. Кроме этого, Дамаск косвенным образом поддерживает движение "Хезболлах", чьи боевики периодически проводят обстрелы северных территорий Израиля реактивными снарядами. То есть ситуация "по ту сторону" остается сложной.

Первоначально израильские власти явно намеревались оказать определенное давление на Дамаск, подчеркивая свою решимость вывести войска из Южного Ливана к июлю в одностороннем порядке. В газетах, в частности, появлялись доводы, что таким образом Израиль выигрывает в глазах мирового общественного мнения, выполняя резолюцию СБ ООН 425 1978 года.

Однако, согласно логике арабских стран, поддерживающих Сирию, все обстоит "не совсем так". Как, например, заявило руководство Ливана, односторонний вывод израильских войск с территории его страны вовсе не может означать, что Бейрут гарантирует южному соседу "мир и покой". Чего, например, стоит только одна проблема остающихся в Ливане сотен тысяч палестинских беженцев! Они требуют права возвращения в свои дома - в Хайфе, Яффе, других городах, входящих сейчас в границы Израиля. Израильская сторона указывает на невозможность такого возвращения, поскольку оно представляет опасность для самого существования еврейского государства. В Бейруте же вовсе не намерены удерживать палестинцев, если они вознамерятся уйти туда, откуда пришли.

Как указывают в данной связи руководство "Хезболлах" и руководства других радикальных исламских движений и организаций, их боевики не прекратят борьбу против Израиля, если его армия уйдет из Южного Ливана. Подчеркивается, что для мира на Ближнем Востоке необходимо решить все сложные вопросы, причем не только палестинский, но и возвращения Сирии ее законной территории - Голанских высот.

Кроме этого, как сообщает израильская пресса, в последнее время Дамаск и Бейрут явно склоняются к варианту размещения на территории "зоны безопасности" в Южном Ливане, которую оставят израильские войска, сирийских воинских контингентов. Об этом, как утверждается, в частности, шла речь во время недавней встречи в Дамаске между премьер-министром Ливана Салимом Хоссом и Башаром Асадом. Данная перспектива явно не нравится Израилю. Ведь она означает непосредственное соприкосновение двух армий на границе, что увеличивает опасность новой войны.

Сейчас Израиль пытается найти "соломоново решение" проблемы. В частности, несколько дней назад министр иностранных дел Давид Леви встречался в Женеве с генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. Он попросил его еще до полного вывода израильских войск оказать помощь в определении линии израильско-ливанской границы, а также расквартировать вдоль нее миротворческий контингент. Указывалось, что это может быть, например, ЮНИФИЛ, уже находящийся в Южном Ливане, или какие-то другие воинские формирования из различных стран. Пресса указывает, в частности, что готовность послать свой воинский контингент на израильско-ливанскую границу уже изъявила Франция. Предполагаются еще, естественно, и подразделения Пентагона.

Второй момент, которого пытается сейчас добиться израильская дипломатия, заключается в том, что после реализации резолюции СБ ООН 425 она как бы "уйдет в историю", и поэтому необходимо уже начать вырабатывать новую резолюцию. В израильском варианте она включила бы в себя не только расширенные полномочия международных миротворцев на границе, но и реально обеспечивала бы безопасность северных районов Израиля. Резолюция, по замыслу Израиля, чуть ли не предоставит ему право "наносить ответные удары по базам террористов" в случае их нападения на гражданские объекты, находящиеся за линией границы с Ливаном.

Однако израильская пресса выражает сильное сомнение относительно того, что подобная резолюция в ООН может быть принята. Ведь здесь прекрасно понимают, что за спиной Дамаска стоит весь арабский мир. Это отчетливо продемонстрировало, например, прошедшее в марте в Бейруте совещание Совета Лиги арабских государств на уровне министров иностранных дел. Выступивший в Бейруте министр иностранных дел Сирии Фарук Шараа заявил, что совещание должно стать своеобразным "посланием Израилю", дать ему понять, что никто не сможет дать ему гарантию безопасности в случае одностороннего вывода войск из Южного Ливана.

То есть ситуация для Израиля получается довольно сложная. Перед лицом обострения опасности новых военных действий на Ближнем Востоке многие наблюдатели все больше придерживаются позиции, что "жесткие решения" ни к чему не приведут. Необходимо искать новые пути возобновления израильско-сирийских мирных переговоров. Разумной альтернативы данному переговорному процессу нет. Все иные дороги ведут в тупик...

Тель-Авив


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
804
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
837
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
365
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
528

Другие новости