0
777
Газета В мире Интернет-версия

11.04.2000 00:00:00

К демократии шаг за шагом

Тэги: Ирак


Народ не сомневается, кому отдать свой голос.

В СУББОТУ иракский парламент назвал имя своего председателя. Им вновь стал Саадун Хаммади. От работы вновь избранного законодательного органа ожидают разработки нового варианта Конституции (до сих пор в Ираке действует Временная конституция) и принятия закона о введении в стране многопартийной системы. Выборы в Национальное собрание состоялись 27 марта.

Направляясь в качестве наблюдателя на иракские выборы, корреспондент "НГ" ожидала увидеть руины Багдада. В воображении рисовались картины разрушенного бомбежками города, города-призрака. Поэтому, когда после шестнадцатичасового путешествия по пустыне появились симпатичные каменные дома, возникло чувство приятного удивления. В Багдаде на тебя опускается необъяснимое спокойствие, вероятно, связанное с особенностями ландшафта. Широкие улицы, простор, неспешно бегущие воды Тигра. Люди никуда не торопятся: чтобы получить требуемое в Багдаде (от чашки чая до встречи с министром), надо набраться терпения и смириться с особенностями национального характера. Сколько бы ты дел ни планировал на следующий день, как бы ни нервничал и ни торопился, результат будет один и тот же. Недаром любимая поговорка арабов: "Терпение - золото". На второй день начинаешь привыкать к тому, что арабские пятнадцать минут перерастают в часы ожидания.

При выходе с избирательного участка.
Фото автора

Однако спокойствие несколько обманчиво, страна живет в состоянии боевой готовности, продолжая подвергаться время от времени бомбовым ударам со стороны США и Великобритании. Разговоры об этом ведутся непрерывно, здания, по которым в то или иное время наносились удары, находятся все время у тебя перед глазами. После чего совсем не удивительно, если ты проснешься ночью от шума заводящейся под окном машины, решив, что в небе над Багдадом появились бомбардировщики. Такие чувства испытала не только я, но и еще несколько человек в группе международных наблюдателей. А вообще-то над Багдадом не летают самолеты. Аэропорт - наверное, единственное место в городе, которое не восстановили после бомбежек. Пространство, на котором могут поместиться три Шереметьево-2, остается немым укором врагам. По слухам, здесь собираются построить самую большую мечеть Ирака.

Но вернемся к причине моего визита в Ирак. "Страна идет к демократическим переменам" - таков был основной лозунг проводившейся предвыборной кампании. Наблюдателям более чем из 30 стран демонстрировали все приметы демократического процесса. В каждом избирательном округе, а их в Ираке 54, было представлено от 5 до 11 кандидатов, из которых надо было выбрать от 3 до 5 достойнейших. Всего на 250 мест в парламенте претендовало 512 кандидатов, из них 72% независимых, то есть выдвинувшихся по собственной инициативе, а не по партийным спискам. Если читателя волнует вопрос о женской эмансипации на Востоке, замечу, что среди кандидатов были зарегистрированы 25 женщин, 18 из которых получили места в парламенте. Результат выборов был прогнозируем, но надо заметить, что по сравнению с предыдущими выборами число независимых кандидатов увеличилось. В этом году членами Национального собрания стали 165 членов правящей партии Баас и 85 независимых кандидатов (в 1996-м - 60 независимых). Всего проголосовало 88,6% населения, имеющего право голоса.

На пресс-конференции, состоявшейся перед выборами, заместитель председателя Совета революционного командования Иззат Ибрагим подчеркнул, что Ирак открыт иностранным наблюдателям, которые смогут сами убедиться в демократичности происходящего голосования. Верхом демократичности было названо выдвижение в одном и том же избирательном округе кандидатуры сына Саддама Хусейна - Удеи, возглавляющего одновременно Олимпийский комитет Ирака и Союз журналистов, и бывшего председателя парламента Саадуна Хаммади. Кстати, Удея набрал наибольшее число голосов среди всех кандидатов, Хаммади занял второе место. Подсчеты голосов в Ираке проводятся просто: составляется общий список кандидатов по всей стране и записывается количество голосов, которое они набрали во всех округах вместе. Первые 250, получившие больше всех голосов, проходят в парламент.

Впрочем, тому, как проходила предвыборная кампания, могли позавидовать россияне. Никаких скандалов, однообразие агитации. Биографии кандидатов вместе с маленькой фотографией и кратким изложением программы были развешаны на столбах и стенах домов. Причем их еще нужно было умудриться заметить. Что бросалось в глаза, так это агитационные плакаты с именами кандидатов, выведенные краской на разноцветных тканях. Впрочем, никакой дискриминации не наблюдалось. Агитационные материалы всех кандидатов были одинаковы по форме и вывешивались в одних и тех же местах. Рекламные ролики кандидатов также ничем не отличались друг от друга. Биографии и уверения избирателя в преданности родине и президенту излагались кандидатами сидя за столом и перемежались с призывами к иракцам поддержать демократические преобразования, происходящие в стране. Что-то типа наших роликов ЦИК - все на выборы, чтобы исполнить свой гражданский долг. После Москвы все происходящее в Ираке могло показаться скучным.

Словом, выборы проходили честно. Даже тех, кто не мог в силу неграмотности самостоятельно прочитать бюллетень, не подталкивали к принятию решения. Им зачитывались имена кандидатов, и они говорили, кого хотят выбрать. Конечно, можно найти множество мелких нарушений в процедуре голосования, но сути дела это не меняет. Иракский народ добровольно отдал свои голоса партии Баас. И в этом нет ничего странного. Большинство опрошенных избирателей истово убеждали меня, что, живя под руководством партии Баас, будучи ее верными последователями, не видят другой альтернативы кандидатам партии. Так что никакая агитация иракцам была не нужна. Сложность заключалась в другом. Дело в том, что из бюллетеня нужно было выбрать, к примеру, четырех депутатов, а кандидатов от Баас - всего два или три. Тогда к идейности подключался практицизм, и выбирался "нужный" человек - ветеринар или учитель. В Багдаде же независимые кандидаты были представлены директорами школ, банкирами и предпринимателями. В избирательном бюллетене, помимо имени кандидата, указывались либо занимаемая должность, либо уровень образования.

Министр юстиции Ирака Шабиб аль-Малики, объявляя результаты выборов, заявил, что "иракцы еще раз доказали преданность Саддаму Хусейну, а также верность доктринам партии и демократическим преобразованиям". Возвращение многопартийной системы должно убедить весь мир, что Ирак - страна демократическая. Надо сказать, что сейчас в Ираке, помимо партии Баас, действуют только две курдские партии, остальные выражают свои взгляды на уровне общественных организаций и движений.

Ирак спешит доказать всем, что он открыт для преобразований, а попытки США сменить режим в стране не имеют смысла, поскольку Ирак уже идет к переменам под чутким руководством Саддама Хусейна. Чего не хватает иракцам для полного счастья, так это снятия санкций. И тогда демократический процесс в стране наберет еще большие обороты.

Багдад-Москва

(Окончание в одном из следующих номеров "НГ")


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1817
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1141
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
836
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1121

Другие новости