Вертолет Ка-50-2 "Эрдоган" скорее всего не победит в тендере, объявленном Турцией, так как,
несмотря на свои прекрасные качества, не сможет быть допущен на натовский рынок. Фото ОАО "Камов" |
ВСЛЕД за американскими инициативами в отношении Ирана настал черед Турции. Спустя ровно две недели после нашумевшего выступления госсекретаря США Мадлен Олбрайт на заседании Американо-иранского совета уже другой высокопоставленный американский чиновник - шеф военного ведомства Уильям Коэн на этот раз предстал на Американо-турецком совете, также собравшемся в столице Соединенных Штатов.
Его заявление стало как бы ответом на упреки турецкой стороны в том, что американцы не в достаточной степени оказывают военную помощь Турции, в то время как отводят ей ключевую роль в регионе по продвижению своей политики.
Один из руководителей генштаба Турции генерал Батмаз Дандин, возглавивший на встрече турецкую делегацию, посетовал, что подписанный между двумя странами в 1980 году договор об экономической и военной помощи не работает в полном объеме. К примеру, США отказываются поставлять в Турецкую Республику оружие нового поколения, мотивируя это нарушениями прав человека в стране и нерешенностью кипрской проблемы, хотя эти ограничения не действуют в отношении Греции - другого союзника США по НАТО.
Жалобы турецкая сторона подкрепила цифрами. По ее данным, на оборону одного квадратного метра греческой территории Афины затрачивают 43 доллара, тогда как Турция - 10 долларов, что никак не соответствует отводимой ей роли. Турецкие генералы добавляют, что из их соседей только Грузия и Болгария затрачивают на военные нужды меньшие суммы.
Жалобы турок не остались проигнорированными. Министр обороны США Коэн в минувшую пятницу объявил, что Турция станет партнером США по разработке нового суперсовременного сверхлегкого истребителя Joint Strike Fighter (JSF). Проект оценивается в 200 миллиардов долларов, и предполагается выпустить три тысячи единиц данного типа самолетов. Новое поколение самолетов придет на смену устаревшим F-16 и A-10.
Уильям Коэн заметил: "Участие Турции в проекте позволит ей занять ведущую роль в регионе и стать гарантом безопасности и стабильности в нем. Турция расположена на перекрестке, на передовом крае, рубеже. Нам, в свою очередь, просто необходимо укреплять партнерские отношения с такой страной".
Глава американского военного ведомства также похвалил Анкару за "мужество в сотрудничестве в военной и экономической сфере с Израилем - страной, которая находится в окружении очень опасных соседей". Коэн призвал Турцию поддержать США в их позиции в отношении Ирана и поблагодарил за участие в войне против Сербии.
В настоящее время не только американцы активизировали свое военное сотрудничество с Турцией. Как известно, два года назад Анкара объявила о старте программы по перевооружению и модернизации своего ВПК. Программа рассчитана на тридцать лет, и на нее планируется израсходовать 150 миллиардов долларов. В ее рамках Турция уже объявила ряд тендеров, основные из которых - по танкам и вертолетам. Свое желание участвовать в них изъявили США, Франция, Великобритания, Италия, Израиль, Россия и Украина. Но практика показала - в руках Турции тендеры превратились в конфету, заманивающую и обманывающую в нужный момент ту или иную заинтересованную сторону. Так случилось с Францией, которой в обмен на отказ ратифицировать постановление о геноциде армян пообещали победу в тендере по вертолетам. Когда же Париж прогнулся, его вывели из игры, при этом все же посулив вероятную победу в конкурсе на строительство атомной станции.
Подобные игры ведутся и с Россией. "Росвооружению" пообещали закупить у Москвы танки. И неожиданно в то же время Анкара начала вести параллельные переговоры с Киевом, который готов значительно сбить цены на свои танки. В конечном итоге детали контракта на поставку в Турецкую Республику танков сегодня активно обсуждаются с Германией.
А пока Москва вновь борется, но уже за победу в тендере по вертолетам. Хотя с каждым днем становится все очевиднее, что и на этот раз фортуна скорее всего от нее отвернется. В тендере участвуют американские "Кинг кобры", итальянские А-129 и российско-израильское детище Ка-50-2. Тендер оценивается в 4 миллиарда долларов, и его результаты планируют объявить в конце июня. В рамках тендера Турция планирует закупить 145 вертолетов и лицензию на их производство у себя в стране. Таким образом, тем более маловероятно, что США допустят победу России на рынке, традиционно считающемся натовским. Можно смело прогнозировать, что Вашингтон что-либо пообещает своему партнеру, и Москве будет вновь предложено побороться за очередной захватывающий проект.
Выступая на прошлой неделе на пресс-конференции, посвященной тендеру по вертолетам, заместитель министра обороны Турции профессор Дурсун Али Эркан заявил: "Да, у нас много внутренних проблем, но ситуация в регионе вынуждает Турцию более серьезно подходить к собственной безопасности". В этой связи заботой ли о собственной безопасности следует объяснять тот факт, что в последние годы все больше внимания Турция уделяет государствам - членам СНГ, в первую очередь Азербайджану, Грузии, Казахстану и Украине. Все больше военных кадров из этих стран проходят обучение в военных учреждениях Турции. Последний пример: грузинские летчики в самое ближайшее время приступят к занятиям в Военной академии в Анкаре. Также Турция с Грузией заключили договор о совместных военных учениях. Подразделения Грузии и Азербайджана в составе турецких частей участвовали и в войне на Балканах. Идет стремительное расширение военных программ под разными предлогами.
И один из них, озвученный заместителем министра обороны Турции, - "Безопасность своей страны". Пришел черед и России заняться вопросами собственной безопасности.