Премьер Обути на параде: так проходит земная слава... Фото из журнала "Фар истерн экономик ревью" |
ПОХОЖЕ, что премьер-министр Японии Кэйдзо Обути, человек, хорошо знакомый россиянам по последним двум-трем годам, когда отношения между двумя странами "разморозились", вряд ли вернется к исполнению своих обязанностей. На момент сдачи номера в типографию госпитализированный с инсультом премьер находился в коме, и, судя по тональности заявлений членов кабинета, состояние его очень плохое. Пока что его обязанности исполняет генеральный секретарь кабинета министров Микио Аоки. Осенью в стране предстояли внеочередные парламентские выборы. Но, видимо, здесь придется пересмотреть многие планы.
Среди этих планов - и ведшиеся интенсивно переговоры о встрече между Обути и Владимиром Путиным, возможно, в России в ближайшие недели. Мунэо Судзуки, специальный представитель премьера, готовился прибыть в Москву для переговоров по этому вопросу. Визит его, хотя и после небольшой паузы, решено было не отменять. Сегодня ожидается встреча Судзуки и Путина. В принципе, Судзуки, несмотря на якобы незначительный (и чисто партийный) пост, настолько влиятельная, колоритная и самостоятельная фигура, что переговоры именно с ним и именно сейчас могут оказаться кстати. Особенно если этот человек, которого считают реальной кандидатурой на пост премьера "когда-нибудь в будущем", сейчас сделает еще несколько шагов к этой цели.
И все же уход Кэйдзо Обути может осложнить для российской дипломатии многое. Речь вовсе не о подготовке мирного договора (с привязанным сюда территориальным вопросом). Как раз в этой сфере все достаточно ясно. Как неоднократно писалось в "НГ", план налаживания отношений с Россией для "сбалансирования" японо-китайских отношений и вообще японской политики в мире готовила группа высших руководителей и дипломатов страны - и не в последнюю очередь Кэйдзо Обути, бывший тогда министром иностранных дел у премьера Рютаро Хасимото. Во многом благодаря ему отношения у Москвы с Токио сейчас на порядок лучше, чем с Вашингтоном, Лондоном и т.д. План Хасимото-Обути с тех пор стал составной частью японской политики и вряд ли изменится со сменой премьера. В Токио (но не в Японии в целом) с самого начала понимали, что вряд ли можно рассчитывать на передачу Южных Курил Японии, хотя надо попытаться это сделать. Суть "плана Хасимото" как раз состояла в "отвязывании" территориальной проблемы от всех отношений в целом. Сумятицу внесло не планировавшееся обеими сторонами обещание Бориса Ельцина решить дело к 2000 году. Этой зимой в Токио говорили, что теперь вину за то, что этого не произошло, японская нация может возложить на Обути, возможно, ему даже лучше уйти в отставку. Сейчас ситуация разрешилась сама собой.
А вот подготовка к саммиту "восьмерки" на Окинаве, назначенному на лето, может осложниться. Встреча остается пока без хозяина. Теперь все зависит от того, насколько быстро в Токио найдут замену премьеру и не решат ли остальные лидеры перенести встречу - по времени или месту. Российская дипломатия приурочивала к Окинаве первое появление президента Путина среди лидеров западного мира. От хозяев встречи зависит здесь многое, вплоть до вопросов протокола. Но гадать о том, что же теперь станет с окинавским саммитом, просто рано.