Регулярные контакты Игоря Иванова и Мадлен Олбрайт - залог нормального развития отношений России и США. Фото АП |
БИЛЛ КЛИНТОН достаточно долго ждал с реакцией на избрание нового президента России. Но, судя по всему, эта задержка была необходима для наиболее взвешенной и политически выверенной оценки Владимира Путина. Вчера такая оценка как раз и прозвучала. Президент США очень удовлетворен тем, что Путин заявил о "настоящей приверженности экономическим реформам и что российская экономика снова растет". Естественно, что особый акцент Клинтон сделал на таком аспекте двусторонних отношений, как контроль за вооружениями, поскольку именно эта тема в свете желаний США внести коррективы в Договор по противоракетной обороне является сейчас наиболее острой. "В области международных отношений он (Путин. - Д.Г.) выразил заинтересованность работать вместе с нами над решением вопросов, которые нас взаимно беспокоят, в особенности вопросов контроля над вооружениями", - заметил Клинтон. Он заявил, что намерен работать вместе с Владимиром Путиным над решением этих проблем.
Вместе с позитивом в заявлении Клинтона ясно видно желание строить отношения двух стран на более прагматичной основе, отличной от той, что существовала при Борисе Ельцине. В тот период именно российский президент привнес значительный элемент личных связей глав государств в отношения России и США. Клинтон, безусловно, признает важность такого рода диалога, однако известно, что избыточность этих неформальных, зачастую панибратских связей тяготила американское руководство и порой даже ставила в неудобное, прежде всего перед американскими же избирателями, положение. Кроме того, значительный спад в отношениях РФ и США, пришедшийся на период прошлого и начало нынешнего года, прежде всего из-за агрессии НАТО против Югославии, также запомнился Вашингтону антиамериканской риторикой Бориса Ельцина, что, в свою очередь, ударило рикошетом по Клинтону: в его адрес посыпались обвинения в провале внешней политики на российском направлении. Теперь же американский президент намерен строить диалог иначе. Глава Белого дома отметил, что независимо от личных взаимоотношений между лидерами "США и Россия имеют широкие национальные интересы, которые требуют, чтобы они работали вместе над теми проблемами, в которых мы согласны друг с другом". Личные взаимоотношения могут появляться и исчезать, но в первую очередь важны взаимоотношения между странами, подчеркнул Клинтон.
Как представляется, такой подход гораздо более эффективен для построения предсказуемых отношений. Интересно, что подобный диалог между нашими странами был характерен для периодов, когда в Белом доме сидел президент-республиканец. У Москвы и Вашингтона в таких случаях не было избыточных иллюзий в отношении друг друга. Демократы же, напротив, всегда декларировали мягкий курс, но часто декларации расходились с делами. Последний и наиболее яркий тому пример - кризис на Балканах и единственный в истории двусторонних отношений с советского периода по наши дни отзыв посла из Вашингтона. Возможно, новый подход Клинтона к "новой" России с новым президентом определит и развитие сотрудничества на будущее. Клинтону осталось работать в Белом доме до января будущего года, а наиболее вероятные шансы, по крайней мере по расчетам на сегодняшний день, занять кресло в Овальном кабинете - у нынешнего вице-президента Альберта Гора. В случае если он победит на выборах в ноябре республиканца Джорджа Буша-младшего (а именно такие прогнозы дают сегодня специалисты по выборам в США), Гор станет преемником Клинтона, что в какой-то степени будет роднить его с Путиным - преемником Ельцина (по крайней мере во внешней политике, если исключить упор на личную дружбу).
Возможно, что в диалоге России и Соединенных Штатов этой весной наметится определенное обновление. Стороны прекрасно понимают, что спад отношений, вызванный наличием множества спорных проблем, необходимо преодолевать. Иначе этот спад будет продолжаться. Признаки желания сторон избежать развития ситуации по такому негативному сценарию есть. Примечательно, что в Вашингтоне решили совместить два важных заявления по российско-американским отношениям. Сразу же вслед за весьма теплыми словами Клинтона в адрес Путина последовало официальное объявление о визите в США российского министра иностранных дел Игоря Иванова в апреле. Об этом сообщил советник госсекретаря США, координатор госдепартамента по проблемам новых независимых государств Стивен Сестанович. Конкретные даты пока не объявлены, но по информации "НГ" из хорошо осведомленных дипломатических источников, визит состоится 24-27 апреля.
В эти дни Игорь Иванов сначала побывает в Нью-Йорке, в штаб-квартире ООН, где будет проходить международная конференция по проблеме Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), а затем направится в Вашингтон для проведения двусторонних переговоров с госсекретарем США Мадлен Олбрайт.
На этот визит обеими сторонами возлагаются большие надежды. Во-первых, в Москве и Вашингтоне осознают крайнюю степень необходимости достаточно регулярных контактов глав дипломатических ведомств двух стран. Последний раз Иванов и Олбрайт виделись в начале марта в Лиссабоне. Во-вторых, не исключено, что наконец могут быть определены хотя бы контуры компромиссного решения комплексной проблемы стратегической стабильности. Как известно, Россия не намерена допускать в Договор по ПРО 1972 года никаких изменений, затрагивающих ее национальные интересы. Здесь, однако, появились некоторые позитивные для нас элементы. В частности, речь идет о неудачах последнего времени на испытаниях компонентов ограниченной национальной системы ПРО, решение о создании или несоздании которой президент Клинтон должен принять в июне этого года. Срывы один за другим нескольких испытаний после первых удачных пусков, безусловно, играют нам на руку и могут в итоге оказаться тем фактором, который объективно снимет вопрос об изменении ПРО. Естественно, в этом случае проблема уже не будет выступать в качестве раздражителя в наших отношениях.
Конечно, отдельным важным блоком российско-американского диалога является ситуация в Косово. Можно вспомнить, что наиболее важные решения, касающиеся ситуации на Балканах, в том числе и принципы, легшие в основу урегулирования - резолюцию 1244 СБ ООН, - определялись на встречах глав внешнеполитических ведомств России и США. В нынешнем катастрофическом положении в этом югославском крае такая встреча может оказаться весьма полезной и послужить точкой отсчета для, возможно, принципиально нового этапа решения балканской проблемы.
Безусловно, в отношениях Москвы и Вашингтона с избранием нового президента РФ кардинальных изменений ожидать не стоит. Изменения в данном случае могут быть лишь в акцентах, но даже такие "косметические" перемены могут оказаться важнейшим событием как в российской, так и в американской внешнеполитической истории.