ЭСТОНИЯ, маневрировавшая на протяжении последнего времени в тени Латвии в плане соблюдения прав человека, на днях стала предметом обсуждения по этому поводу в ООН. В своем докладе этой организации эстонская сторона пыталась поставить под сомнение правомерность обсуждения сохраняющихся в этой стране по сей день неоправданных различий между гражданами и негражданами в области социальных, экономических и культурных прав. Эстонская элита считает, что в данном вопросе в стране полный порядок. С этим, однако, не согласился Комитет по расовой дискриминации Организации Объединенных Наций и отверг попытки эстонской стороны ввести в заблуждение мировую общественность. В заключительных замечаниях комитета по докладу Эстонии о выполнении ею международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации дана негативная оценка ситуации в Эстонии с языками нацменьшинств - особенно намерению властей ограничить обучение на них даже в местах компактного проживания этой категории лиц. Кроме того, комитет выразил озабоченность тем, что эстонский закон 1993 года о национально-культурной автономии распространяется лишь на граждан страны, что, согласно заключению комитета, "сужает рамки широко разрекламированной Эстонией программы интеграции".
Этот факт не мог не остаться незамеченным в МИД РФ, который в специальном сообщении на эту тему, в частности, отметил: "Дискуссии в комитете и подготовленный им итоговый документ по ситуации в Эстонии вновь подтвердили, что ситуация в Эстонии в деле обеспечения прав лиц нетитульной нации, а это главным образом этнические россияне, вопреки утверждениям официального Таллина вызывает серьезную озабоченность непредвзятых наблюдателей". МИД РФ выражает надежду, что руководство Эстонии "перейдет к осуществлению конкретных мер по приведению законодательства и практики в соответствие с общепринятыми международными стандартами и своими обязательствами в области прав человека". Одновременно в документе МИД подчеркивается, что "возможности двустороннего российско-эстонского диалога по гуманитарной проблематике далеко не исчерпаны", и в этом диалоге может быть найдено решение сложных проблем, с которыми сталкивается русскоязычное население в Эстонии.
Одновременно с этим российский МИД в своем специальном заявлении выразил упрек эстонскому министру иностранных дел Томасу Ильвесу за высказывания подстрекательского характера, сделанные им на днях в интервью латвийской газете "Диена", которые были направлены на то, чтобы убедить Ригу "в нецелесообразности переосмысления своих подходов к отношениям с Москвой". По мнению российских дипломатов, этим министр пытается оправдать собственную политику по отношению к России, которая вызывает озабоченность. Надо сказать, Томас Ильвес и ранее отличался высказываниями, которые не делали ему чести как политику и наносили ущерб российско-эстонским отношениям. Возможно, на министра влияет то, что он очень долго жил в США и полностью забыл о совместной российско-эстонской истории, которую, как бы он ни хотел, невозможно вычеркнуть из сознания тех русских и тех эстонцев, которые в отличие от министра Ильвеса не считают совместно прожитые полвека "советской оккупацией" и помнят о роли современной России в восстановлении эстонской государственности.