Президент Альберто Фухимори уверен в очередной победе. Фото предоставлено посольством Перу |
ПРЕДСТОЯЩИЕ 9 апреля всеобщие выборы в Перу с главным событием - избранием президента станут знаковыми для всей Латинской Америки. Страны этого региона со времени обретения политической независимости, жившие до последнего времени под пятой диктатур, испытывают стойкую аллергию к многолетнему правлению даже демократически избранного гражданского президента. Когда к началу 1990-х гг. во всех странах Латинской Америки впервые в ее истории утвердились законные режимы, конституции запретили переизбрание президента сразу же по истечении его первого мандата. Прошло, однако, несколько лет, и Аргентина, Бразилия, Перу (совсем недавно Венесуэла) нарушили краткий мораторий и конституционно закрепили право повторного избрания главы государства.
Так, президент Перу Альберто Фухимори на днях отметил десятую годовщину своего избрания. Казалось, завершается правление политического, да и этнического чужака-уникума, безвестного в канун восхождения на вершину власти агронома-инженера, японца по происхождению, который - объект самых разноречивых мнений. Он разгромил террористические банды левацкого пошиба и наркомафиозные кланы, покончил с гиперинфляцией и добился впечатляющих результатов в макроэкономической сфере, урегулирования более чем векового конфликта с соседним Эквадором. Но он же 8 лет назад разогнал непослушный парламент и распустил политические партии.
Альберто Фухимори подтвердил горькую истину, что авторитарный стиль правления, готовность "мочить" политических недругов импонирует большинству бедствующего населения. Потому без особых усилий Фухимори баллотируется в президенты на третий пятилетний срок. После принятия новой Конституции второй президентский мандат был объявлен первым. Вот и вся нехитрая арифметика.
Нынешние выборы, как и предыдущие, фактически безальтернативны. Правда, суетятся более десяти претендентов. Включая бывшую жену Фухимори - его имиджу не повредил сравнительно недавний скандальный бракоразводный процесс. Никто не сомневается в победе нынешнего президента. Спор идет лишь о возможности уже в первом туре набрать 50% плюс один голос. Социологические прогнозы относительно шансов Фухимори победить уже в первом туре отличаются большим разбросом - от 70 до 40%. За Фухимори следует мэр столицы Лимы, кандидат от движения "Перу - это мы" Альберто Андраде. Но ему сулят не более 15% голосов.
В то же время избирательная кампания по мере ее раскрутки преподносит все новые сюрпризы - многочисленные компроматы. Главная мишень оппозиции - бессменный шеф службы безопасности Владимиро Монтесинос, которого бывшая жена Фухимори заклеймила во всех смертных грехах, включая наркокоррупцию. Самого президента обвиняют в использовании ресурсов государства, контроле прокуратуры, судебной системы и органов, отвечающих за организацию избирательного процесса. Последний по времени скандал - выход из правящей коалиции "Перу-2000" одной из четырех составляющих ее политических партий - Национального независимого фронта. Его баллотирующихся в однопалатный парламент руководителей обвинили в фальсификации нескольких тысяч подписей граждан. Оппозиция утверждает, что созданные для борьбы с терроризмом комитеты самообороны принуждают обитающих в Андах крестьян-индейцев голосовать за коалицию "Перу-2000".
Заведомо обреченные на поражение участники президентской гонки апеллируют к международным наблюдателям, особенно к миссии Организации американских государств, настаивая на представлении доклада о ходе избирательного процесса еще до проведения выборов. "Для чего нужен врач, который должен констатировать смерть? Мы хотим, чтобы врач осмотрел раненого, прежде чем тот умрет. Умершим же будет демократия", - взывает непокорный мэр столицы. Но слово "демократия" - пустой звук для обездоленных, а они - большинство из 14,5 млн. избирателей. Потому Альберто Фухимори сохраняет привычную невозмутимость, демонстративно третирует оппозицию. Если честно, то она этого стоит.
Небезынтересно, что в канун выборов в Перу эту далекую страну посетил председатель Конституционного суда России Марат Баглай, принятый президентом Фухимори. Последний, кстати, опытный каратист, обладатель черного пояса. Но и без этой детали аналогия с российским политическим ландшафтом очевидна.