УЖЕ третий месяц в Турецкой Республике проводится операция под названием "Хезболлах". Из СМИ турецкие граждане узнают все новые факты о зверствах, совершенных этой организацией. Постоянно растет число убитых - оно уже перевалило за 50. По данным же правозащитных организаций, цифры жертв колеблются от полутора до трех тысяч.
События начали разворачиваться с середины января этого года. В дни пребывания в Турции министра иностранных дел Ирана Камаля Харрази в Стамбуле турецкие спецслужбы убили забаррикадировавшегося в доме лидера турецкой организации "Хезболлах" Хусейна Велиоглу. В адрес Ирана тут же понеслись обвинения в поддержке боевиков (параллель проводилась с проиранской "Хезболлах" Южного Ливана).
В ответ иранский дипломат категорически опроверг подобные утверждения, заявив, что его страна ровным счетом не имеет ничего общего с турецкой "Хезболлах". При этом прозвучало, что корни этой организации следует искать в самой Турции и родители данного монстра, скорее всего, находятся в Анкаре. Аналогичная реакция последовала и из Ливана. Следом уже весь арабский мир отмежевался от турецкой партии Аллаха.
История организации берет начало в 1985 году на юго-востоке страны - районе компактного проживания курдов. Основным ее занятием стали похищения и убийства членов запрещенной в стране Рабочей партии Курдистана (РПК), симпатизирующих ей граждан и курдских бизнесменов, финансирующих РПК. Члены турецкой "Хезболлах" фактически входили в состав спецподразделений, борющихся с РПК. Далее всплыли совсем уж скандальные факты.
В начале 1990-х годов в обход закона бывший премьер-министр Турции Тансу Чиллер выделила главе администрации провинции Батман из своего секретного фонда 2,7 млн. долл., которые пошли на закупку оружия. Крупные партии стрелкового оружия были нелегально доставлены из Болгарии и Китая. Официально считалось, что средства предназначались для строительства домов сельских стражей, которых власти также привлекали для борьбы с РПК.
Именно скандал из-за таинственного исчезновения денег из секретного 500-миллионного фонда премьер-министра стал одной из главных причин отставки Чиллер. В свое время она, парируя обвинения в свой адрес, заявила: "Обнародование статей расхода из секретного фонда может стать потрясением для общества". И премьер-министр не лгала. Как выяснилось, только 5 млн. долл. из фонда пошли лишь на одно из многих покушений на лидера РПК Абдуллу Оджалана, находившегося в то время в Дамаске. Другой факт, повергший в шок турецкое общество, - события в Батмане. Вооруженные на деньги из секретного фонда, сельские стражники убили 400 курдов только в одной провинции. После расформирования этих подразделений опробованное оружие исчезло и вскоре всплыло у "Хезболлах".
Жертвами, как правило, становились курды, и таким образом, турецкая "Хезболлах" стала, по сути, одним из вспомогательных отрядов армии в борьбе с курдскими повстанцами. Как верно заметил бывший в ту пору министром внутренних дел Турции Исмет Сезгин: "У нас в стране ничего не делается без ведома военных. Главной задачей было уничтожение РПК, и все средства были хороши для достижения желаемого".
Ведущий специалист по изучению террористических групп в Турции профессор университета города Сакари Эмин Гурсес отмечает: "Армия знала, что опасно предоставлять свободу "Хезболлах", но РПК была основной целью. В определенных ситуациях приходится закрывать глаза на некоторые вещи ради глобальных задач".
В свою очередь, военные отвергают все обвинения, утверждая, что всегда боролись с "Хезболлах", выступающей за создание в стране исламского государства. Но не все им верят. Лидер исламской Партии добродетели Реджаи Кутан полагает: "Даже птица в регионе не может пролететь незамеченной армией. Правда в том, что "Хезболлах" была создана для борьбы с РПК. Почему в 1997 году военные смогли оперативно отреагировать на митинг исламистов, введя для устрашения в пригород Анкары, город Синджан, танки? И почему им так много понадобилось лет, чтобы только сегодня начать борьбу с "Хезболлах"?"
Генштаб не заставил долго себя ждать. Он обвинил Кутана в симпатиях к "Хезболлах" и выступил с коммюнике, в котором пригрозил его сторонникам закрытием: "Политические партии данной идеологии уже трижды закрывались. Но в стране по-прежнему сохраняется угроза со стороны радикальных исламистов".
Борьба с "Хезболлах" плавно перетекла в начало новой фазы борьбы с фундаменталистами с целью заставить их стать более уступчивыми. Это тем более актуально в преддверии президентских выборов, намеченных на апрель этого года. Армия и согласная с ней исполнительная власть начали давить на клерикалов, чтобы те поддержали их кандидатуру - нынешнего главу страны Сулеймана Демиреля. Исламистам обещают, что в случае их поддержки Демиреля из закона могут быть изъяты статьи, позволяющие закрывать политические партии.
Накануне президентских выборов идет формирование образа Демиреля как третейского судьи и мудрого правителя. И в связи со скандалом вокруг "Хезболлах" президент Демирель выступил с рядом заявлений, в которых косвенным образом был вынужден признать причастность властей к созданию этой организации: "В стране могли существовать силы, относящиеся к государственным структурам, поддерживающие "Хезболлах". Но в таком случае - это преступление, которое должно быть наказано".