Несмотря на протесты Церкви, юбилейный карнавал в Бразилии ознаменовался небывалым
количеством обнаженных женщин на улицах Рио. Фото из альбома "Бразилия" |
НЫНЕШНИЙ бразильский карнавал проводился с невиданной пышностью и размахом. Особенность его в том, что он организован в ознаменование национального юбилея - 500-летия открытия страны португальскими мореплавателями. Поэтому спущенным "сверху" решением темы всех массовых театрализованных шествий должны обязательно быть историческими.
По авенидам в окружении выплясывающих самбу полу- или полностью обнаженных красоток прокатываются причудливо разукрашенные "аллегорические колесницы". На них - гигантские макеты старинных каравелл и манекенные статуи выдающихся государственных деятелей прошлого. Рядом выпускают дым из ноздрей муляжи ягуаров, анаконд и других представителей экзотической фауны, заметно, надо сказать, поредевшей за истекшие полтысячелетия.
Небо - ночи напролет - расцвечивается фейерверками, города сотрясаются от грохота тысяч барабанов и тамбуринов. Звучат патриотические лозунги "Вперед, Бразилия!", сверкают маскарадные пух и перья, мишура и блестки, конфетти и серпантин, и в огромном количестве поглощаются напитки - как прохладительные, так и горячительные...
Бурные страсти, однако, разгораются не только на "самбодромах", но и на дальних подступах к ним. В острый конфликт с организаторами шествий вступила крупнейшая в мире Бразильская Католическая Церковь, резко протестующая против демонстрации в ходе "мирских языческих празднеств" священных религиозных символов.
Особое раздражение церковных иерархов вызвала попытка одной из "школ самбы" (так здесь называются карнавальные клубы) в Сан-Пауло провезти на "аллегорической колеснице" многометровую фигуру Богоматери, оплакивающей Христа. Муляж, представляющий собой реплику знаменитого произведения Микеланджело "Пьета", был заклеймен священниками как образчик "крайне дурного вкуса". При этом более всего их возмутило нетрадиционное воспроизведение внешности Спасителя: в образе Иисуса художники представили замученного колонизаторами бразильского индейца.
В свое оправдание авторы работы заявили: "Мы всего лишь хотели показать, что Дева Мария любит индейцев так же, как она любила Христа". Этот довод, однако, не был принят. Тогда организаторы процессии нашли остроумный выход: Богоматерь, как и ее сын, была загримирована под... "лицо индейской национальности". Вроде бы уже и не Святая Дева, какие тут могут быть претензии?
Пытаясь отгородиться от греховных зрелищ, Церковь предприняла и другие меры. В Рио-де-Жанейро для всех, кому утомляет слух барабанный бой и режет глаз вид обнаженного женского тела, были устроены своего рода "острова уединения", где можно предаться молитвам и размышлениям о бренности мирской жизни. А в Сан-Пауло в противовес светскому карнавалу католики провели свой собственный, религиозный. "Без выпивки и наркотиков", как подчеркнули они.
В качестве организатора альтернативного праздника выступил самый знаменитый католический проповедник Бразилии Марсело Росси. Он широко известен тем, что использует на своих богослужениях поп-пузыку и аэробику.
На "карнавал Иисуса" - так было названо это мероприятие - собралось около 200 тысяч человек. Росси отслужил мессу, затем начались песнопения - религиозные гимны в карнавальных ритмах. Церемония, однако, была испорчена небесными стихиями, неподвластными церковнослужителям. Через час после ее начала пошел проливной дождь, и огромная толпа рассеялась.
Рио-де-Жанейро