- ОЛЕГ ОРЕСТОВИЧ, как вы считаете, чем вызвано приглашение?
- Безусловно, китайская сторона проявляет определенный интерес к нашему опыту по организации института Уполномоченного по правам человека. Кроме того, обеим сторонам есть что обсудить и сверить позиции как в области партнерства, так и по международным правозащитным проблемам.
- Находят ли вопросы прав человека достаточное отражение во внутренней и внешней политике Китая?
- Страна совершенно очевидно прогрессирует и в правозащитных вопросах. Ныне Китай участвует в 17 международных конвенциях и протоколах по правам человека, он присоединился к Международному пакту по экономическим, социальным и культурным правам человека. Происходят очевидные положительные сдвиги в так называемой проблеме Тибета, реформировано уголовное законодательство.
У нас много совпадающих с Китаем точек зрения - например, на так называемую доктрину "гуманитарного вмешательства", которая не должна применяться в нарушение Устава ООН. Россия последовательно выступает против попыток США использовать вопросы прав человека для политического давления на КНР. В то же время руководство Китая настаивает на необходимости учитывать специфические особенности и традиции государств в качестве одного из принципов правозащитной деятельности. Нынешняя же позиция России состоит в том, что защита прав и основных свобод человека должна осуществляться по общепринятым нормам и без учета каких-либо условий. Известная логика имеется и у той и у другой концепции.
- В вашем ответе уже просматривается круг тем, которые будут обсуждаться в ходе визита. Что еще станет предметом диалога?
- Тематика будущих бесед действительно предсказуема. Ведь годы реформ, совпавшие у наших двух стран по времени, породили схожие проблемы. Сепаратизм, межнациональные конфликты, становление современных отношений личности и государства - вот только лишь некоторые из них. И здесь хочу отметить понимание и поддержку Китаем наших действий против бандформирований в Чечне.
Лично мне интересен опыт КНР в обеспечении социально-экономических прав человека. В Китае этот опыт реально влияет на успехи страны в развитии экономики, национального единства, в достижении стабильности общества.
- Внимание Запада сейчас в особенности сосредоточено на проблеме Тибета. Какова позиция России?
- Ажиотаж, спекуляция на этой проблеме - тупиковый путь. Нужно внимательнее анализировать реальность. А она в Китае меняется. Пекин в последнее время увеличил ассигнования на социально-экономическое развитие Тибета. Развивается политический диалог с тибетскими лидерами. Реставрируются храмы и монастыри. Сократился и практически стабилизировался отток тибетцев.
Что же касается позиции России, то ее неизменная суть - Тибет является неотъемлемой частью Китая.