КАРАНТИН, санкции, запреты, эмбарго, которыми страны Европы и Запада в целом долгие годы блокировали Иран, стремительно уходят в прошлое. Высокие гости зачастили в иранскую столицу: едва отбыл после трехдневного визита министр иностранных дел Италии Ламберто Дини, как в аэропорту Тегерана снова расстилали красный ковер. Туда пожаловал его немецкий коллега Йошка Фишер. Надо сказать, что официальные отношения между Ираном и Германией последние лет восемь были на точке замерзания. Напряженность возникла еще в 1992 г., когда в одном из берлинских ресторанов агенты иранских спецслужб прикончили четырех мирно ужинавших оппозиционеров режиму. Расследование выявило причастность к этому преступлению на территории Германии "самых высоких должностных лиц иранской государственной власти". Короче говоря, разразился скандал. Иранцы не остались в долгу: был организован шумный процесс над немецким гражданином Гельмутом Хофером, который получил солидный срок от правосудия этой мусульманской страны за "недозволенную законом" половую связь с гражданкой Ирана".
Однако крупные и перспективные взаимные экономические интересы взяли верх над инцидентом в ресторане и похождениями ловеласа - обе стороны решили об этом забыть раз и навсегда. Министр Фишер, находясь в Тегеране, так прямо и заявил по поводу кровопролитной сцены, достойной американских кинобоевиков: "Мы надеемся, что больше уже никогда не повторятся столь неприятные события, имевшие место в прошлом..." Иранские власти к тому времени проявили свое великодушие, досрочно освободив незадачливого волокиту после 22 месяцев строгого тюремного заключения.
Короче говоря, визит Фишера обозначил радикальный поворот во взаимоотношениях двух стран. На пресс-конференции с местными журналистами он сделал даже своеобразное признание в любви Ирану: "Президент Мохаммед Хатани очень популярен в Германии, которая с большим нетерпением ожидает его визита!" Этот официальный вояж главы иранского государства, намеченный на май, будет третьим его посещением Европы - до этого он побывал в Риме и Париже. Так что развитие контактов и сотрудничества с европейскими партнерами набирает темп и идет по всем направлениям.
Соединенные Штаты также делают первые шаги на стезе примирения с ненавистными иранскими властями: высказываются умеренные, а не ругательные, как прежде, суждения о реформаторах, и на днях отменен запрет на импорт черной икры, персидских ковров и фисташек. Если учесть, что с 1979 г. США, как говорится, в упор не видели Иран, разорвав с ним все отношения и контакты, то такой жест будет означать сигнал к примирению. Нелады начались в свое время с захвата иранцами заложников в американском посольстве в Тегеране после провозглашения Исламской революции в этой стране и неудачной попытки их освободить.
Брюссель