ПРОШЛО уже несколько месяцев после объявления Мишелем Камдессю о своей отставке, а его пост директора-распорядителя Международного валютного фонда все еще свободен. Три "центра силы" этой организации - США, ЕС и Япония - никак не могут договориться об устраивающем всех преемнике.
Как ни ратовал канцлер Герхард Шредер лично перед президентом Биллом Клинтоном в пользу статс-секретаря своего министерства финансов Кайо Кох-Везера, США выступили против. Аргумент Вашингтона - у этого деятеля нет необходимой деловой квалификации. По словам Клинтона, США не против того, чтобы МВФ возглавил представитель ЕС и даже чтобы это был немец, - но другой. Вашингтон показал, кто хозяин в МВФ. Навязать там кого-либо или что-либо против его воли практически невозможно.
Получив американскую "подножку", немцы завяжут себе узелок на память. Неудача с Кох-Везером, несомненно, ущербна для международного престижа Берлина, а также для внутриполитического имиджа кабинета, не сумевшего с ходу "захватить" командную высоту в МВФ. Оппозиция уже мечет стрелы критики в Герхарда Шредера и министра иностранных дел Йошку Фишера, упрекая их в плохой подготовке "вопроса".
Инициатива в выдвижении очередного европейского претендента по-прежнему остается за Германией. В качестве нового кандидата Берлином назван 57-летний Хорст Келер - ныне президент находящегося в Лондоне Европейского банка реконструкции и развития. Новый избранник правительства ФРГ дал согласие стать кандидатом на пост директора-распорядителя МВФ, но при условии, что этого захотят все страны ЕС.
"За" уже сказала Португалия - это существенно. Важно и слово Франции. С предыдущим кандидатом у немцев были трудности с Парижем. Французы были против Кох-Везера, согласились на него лишь после настойчивых берлинских уговоров. Что касается Хорста Келера, то, как оповестил представитель германского правительства, Франция "за", а с нею и Люксембург. Судя по опыту, получить согласие остальных стран сообщества будет для немцев не самой трудной задачей. Хотя проблемы могут возникнуть с неожиданной стороны. Например, министр иностранных дел Италии Ламберто Дини вдруг заявил вчера, что Келер, конечно, посильнее Коха, но ему не хватает авторитета, что для такой работы подошел бы итальянский министр казначейства Джулиано Амато. За пределами ЕС японцы объявили , что и далее будут поддерживать своего кандидата Эйсуке Сакакибару. А по мнению премьер-министра Баварии Эдмунда Штойбера, было бы лучше предложить не Келера, а бывшего министра финансов ФРГ баварца Тео Вайгеля. Понятно, что это уже внутриполитическая разборка, но она тоже не подарок для новой кандидатуры.
Однако самое главное теперь для Берлина - предварительно получить абсолютно гарантированное "добро" Вашингтона. На этом фронте пока тоже туман. О новом немецком кандидате там отзываются пока "сдержанно". На сей раз у американцев едва ли повернется язык упрекнуть Келера в профессиональной непригодности. Но, с другой стороны, ведь в торге за условия, при которых США милостиво согласятся пропустить к рычагам управления штаб-квартирой Фонда, скажем, того же немца, при желании всегда найдутся и другие возражения.