В НОРВЕГИИ - правительственный кризис. В четверг вечером центристский кабинет Хьеля Магне Бунневика был вынужден уйти в отставку. Это произошло из-за разногласий с парламентом по вопросу переработки газа в электроэнергию. Не имеющее широкой базы в стортинге правительство предпочло досрочно и добровольно сложить с себя полномочия. Вчера отставка была официально принята монархом Харальдом V.
Команде Бунневика аналитики предрекали преждевременный конец с первых же дней правления, старт которого был дан 17 октября 1997 года. Прежде всего потому, что коалиция, состоящая из представителей трех центристских партий, не имела парламентского большинства. Фактически центристов привел к власти тактический маневр наиболее значительной политической силы в стране - Рабочей партии (социал-демократов). Она добровольно ушла в оппозицию, хотя и набрала в сумме больше голосов, чем три правительственных партии вместе взятые. Как объяснил тогда лидер социал-демократов Турбьерн Ягланд, уход с авансцены был необходим для консолидации партийных рядов, завоевания новой популярности среди избирателей. Другими словами, социал-демократы решили использовать свое добровольное пребывание в оппозиции для своеобразной передышки после многих десятилетий (с небольшими перерывами) руководства страной, чтобы возглавить ее на пути модернизации.
Сейчас для этого настал подходящий момент. Несмотря на умелое лавирование теперь уже бывшего правительства Бунневика, его сгубила слабость в отношении концептуального развития и будущего страны. Позиции и взгляды центристов на традиционные ценности норвежского общества - семью, религию и мораль - уже не соответствовали в достаточной мере интересам большинства общества. В вопросах экономики и внешней политики, таких как приватизация и членство в ЕС, правительство придерживалось линии, мало отвечающей требованиям современного общества и процесса глобализации. Напротив, оно постоянно подчеркивало важность для Норвегии сильного госсектора. Все это не могло не привести к кризисной ситуации.
Возвращение к власти Рабочей партии, а все сводится к этому, не будет легким. Прежде всего из-за выбора партнера. Вряд ли сегодня можно назвать потенциальных кандидатов, желающих войти в коалицию с социал-демократами. Левые социалисты хотят большего влияния, что навряд ли они могут получить из-за своей незначительной величины и радикальности. Консерваторы, а тем более прогрессисты под руководством Хагена, в счет не идут из-за непримиримых идеологических разногласий. Вероятнее всего, Рабочей партии придется править в одиночестве до следующих выборов в сентябре будущего года, так как подходящих альтернатив нет. Если это произойдет, то за оставшееся время Енсу Столтенбергу, который не так давно был выдвинут кандидатом на премьерскую должность от своей партии, придется показать умение маневрировать и увлекать своих соратников. Кстати, он потомственный политический деятель, пропитанный с детства духом социал-демократии. Его отец Турвалд Столтенберг возглавлял МИД Норвегии, являлся спецпредставителем ООН в Югославии. Столтенберг-младший слывет реформатором норвежской социал-демократии. В этом смысле его сравнивают с Тони Блэром и Герхардом Шредером. Столтенберг - приверженец рыночной экономики. Отношение к НАТО при нем будет оставаться традиционно положительным. Сотрудничество с Россией также не претерпит изменений. А референдум о вступлении страны в ЕС уже стоит на повестке дня его партии.
Осло