ПРОШЕДШИЙ в минувшие выходные визит министра иностранных дел РФ Игоря Иванова в Египет приковывал внимание местных политических и общественных кругов в основном в связи с событиями на Северном Кавказе.
Атмосфера визита в чем-то напоминала дискуссии на ту же тему в западных столицах (кстати, в Каир Иванов прилетел из Лиссабона, где с коллегами из США и руководящей тройки ЕС достаточно долго обсуждал ситуацию в Чечне). На официальном уровне в ходе переговоров египетские руководители, включая президента Хосни Мубарака и министра иностранных дел Амра Мусу, подчеркивали, что на отношения с Россией происходящее в Чечне не повлияло.
Все собеседники главы МИД РФ - президент Египта Хосни Мубарак, глава внешнеполитического ведомства Амр Муса и председатель Лиги арабских государств (ЛАГ) Исмат Абель Магид - говорили, что Россия воспринимается как надежный друг и партнер всех арабских народов. В двустороннем плане явно было заметно полное совпадение взглядов по ключевым проблемам ближневосточного региона. Так, в разговоре Иванова и Мубарака отмечалась необходимость скорейшего решения проблемы иракского народа путем снятия санкций через легитимные механизмы ООН. Кроме того, Москва и Каир практически идентично смотрят на перспективы арабо-израильского урегулирования. Отвечая на вопрос корреспондента "НГ", Амр Муса заявил, что продолжение многостороннего процесса урегулирования возможно лишь при условии прогресса на двусторонних направлениях - палестино-израильском, сирийско-израильском и ливано-израильском. Естественно, что и в России возлагают надежды на прогресс на каждом из этих треков. И недавняя конференция в Москве на уровне глав внешнеполитических ведомств с участием всех заинтересованных сторон рассматривается в регионе не только как важный шаг в ближневосточном урегулировании, но и как демонстрация роли России в регионе.
При всей благоприятности официальных отношений России и Египта нельзя не заметить крайний уровень недовольства общественного мнения действиями Москвы на Северном Кавказе. Об этом можно было судить хотя бы по тем вопросам, которые на пресс-конференции задавали Игорю Иванову египетские журналисты: всех интересовала только Чечня.
Похоже, что из подобной ситуации российская дипломатия намерена сделать определенные выводы. "Негативная реакция на чеченские события в арабском мире для нас гораздо более важный момент, нежели резонанс в западных странах. Прагматичный Запад пошумит и перестанет, а арабские страны - это же фактически наши стратегические партнеры", - такую мысль высказал в беседе с корреспондентом "НГ" один из российских дипломатов.
Примечательно, что информация о "нарушениях прав человека" в Чечне базируется в Египте в основном на известной видеопленке немецкой телекомпании Эн-24, которая была ею же признана фальшивой, а автор материала уволен. Однако об этом в Каире практически никто не знает. И это лишь один из многих примеров того, в каком виде доходит до арабов "правда" о войне в Чечне. Хотя, конечно, фактор мусульманского братства тоже имеет большое значение.
Похоже, что Москва намерена в ближайшее время активизировать свою прежде всего разъяснительную работу на ближневосточном направлении, дабы исправить негативный крен в общественном мнении. В ближайшие дни в Каир отправится председатель Госдумы Геннадий Селезнев. В минувший уик-энд с главными редакторами крупнейших арабских газет беседовал лидер фракции ОВР Евгений Примаков - самый, пожалуй, уважаемый из российских политиков и общественных деятелей на Ближнем Востоке. Не исключено, что и он отправится в регион, дабы разъяснить там суть происходящего в Чечне.
Каир-Москва