ВСЕМ в России еще памятен приговор рижского суда по делу ветерана Второй мировой войны Василия Кононова, которого осудили на 6 лет тюрьмы, а в Латвии с 28 февраля идет уже новый процесс. Теперь на скамье подсудимых -бывший сотрудник КГБ СССР 86-летний Евгений Савенко, которому предъявлено обвинение по 68-й статье Уголовного кодекса Латвии "в преступлениях против человечности и геноциде". Если в отношении Кононова, за которого заступился Владимир Путин, может быть решен вопрос о передаче его в РФ после предоставления ему российского гражданства и решения по апелляции, то Евгений Савенко уже сейчас гражданин России. По латвийскому законодательству инкриминируемое ему преступление карается лишением свободы на срок от 3 до 15 лет или пожизненным заключением. Конкретно Савенко обвиняют в том, что в 1940 году, работая старшим следователем следственного отдела комиссариата госбезопасности Латвийской ССР, он "принимал действия, направленные на физическое уничтожение латвийских жителей, которые считались коммунистическим режимом социально опасными". В общей сложности речь идет о репрессиях в отношении 60 жителей республики.
Евгений Савенко родился в 1914 году в Орловской области, имеет высшее образование, в 1939 году вступил в КПСС, служил в органах госбезопасности, после вхождения Латвии в состав СССР в июне 1940 года он был направлен на работу в Латвию, где приказом бывшего наркома госбезопасности Латвийской ССР Альфонса Новикса был назначен старшим следователем следственного отдела комиссариата. Савенко постоянно проживал в городе Лиепая, был арестован 12 октября прошлого года и все это время находился под стражей.
Судебный процесс по делу начался в понедельник в Курземском окружном суде Лиепаи. В ходе следствия Евгений Савенко не признал себя виновным, утверждая, что в силу законов того времени был обязан выполнять распоряжения начальства. Подсудимый сообщил следствию, что в рамках выполняемой им в то время работы он подготовил и подписал несколько обвинительных заключений. Он отказался признать несколько подписей под документами, которые по заключению экспертизы считаются принадлежащим именно ему, и это было расценено судом как уклонение от уголовной ответственности. Выступая в суде, Савенко назвал предъявляемые ему обвинения необъективными, несправедливо направленными исключительно против него, хотя в обвинении ни слова не говорится о должностных лицах, отдававших распоряжения о репрессиях. Вместе с тем он принес в зале суда извинения одной из репрессированных.
В оглашенном обвинении говорится, что в числе 60 репрессированных были бывшие латвийские пограничники, полицейские, армейские офицеры, студенты, школьники, несколько женщин. Из них 8 человек умерли в местах заключения, в отношении 9 человек были вынесены и приведены в исполнение смертные приговоры.
В Москве начавшийся над Савенко процесс был воспринят резко негативно. В сообщении российского МИД по этому поводу говорится, что в Латвии "в очередной раз перед судом предстал ветеран Великой Отечественной войны, старый, больной человек, инвалид второй группы, в вину которому вменяется преступление против человечности и геноциде". В документе подчеркивается, что к этим преступлениям латвийские судебные органы относят и "участие подсудимого в следственных действиях в послевоенный период в отношении лиц, состоявших на службе у нацистского оккупационного режима".
По мнению Москвы, латвийские власти продолжают с завидным упорством раскручивать спираль политической кампании по реабилитации нацизма, которая направлена одновременно против тех, кто ценой своего здоровья и жизни освобождал Латвию от фашистской оккупации. Россия не раз заявляла, что в загашнике латвийского правосудия имеется еще 150 подобных дел. Российская сторона считает, отмечается в сообщении, что международное сообщество должно дать соответствующую оценку "этим попыткам ревизии итогов Второй мировой войны и не допустить открытого издевательства над пожилыми, больными людьми, защищавшими мир от коричневой чумы".