ВНУТРЕННИЙ вооруженный конфликт в Анголе выходит за рамки государственных границ, вызывая сочувствие, раздражение и упреки со стороны соседних стран. На этой неделе президент Жозе Эдуарду душ Сантуш обвинил своего южноафриканского коллегу Табо Мбеки "во вмешательстве во внутренние дела Анголы". В последнее время отношения между руководителями этих двух крупнейших государств Черного континента заметно охладились.
Ранее руководители ЮАР выразили озабоченность развитием военных действий в Анголе, где в ходе начатого еще осенью крупного наступления правительственные войска нанесли ряд ощутимых ударов по отрядам вооруженной оппозиции УНИТА. Несмотря на успехи ангольской армии, Табо Мбеки и бывший президент страны Нельсон Мандела настойчиво советуют Луанде "найти другое средство" для решения многолетнего политического конфликта, который давно перерос в кровавую гражданскую войну, а теперь еще и угрожает испортить отношения ангольского руководства с соседними странами.
В последнее время преследуемые правительственными войсками разрозненные отряды УНИТА - движения во главе с Жонасом Савимби - переходят государственную границу на востоке и юге, втягивая в конфликт соседние страны: Намибию, Замбию, Демократическую Республику Конго и Зимбабве. Так, в первой из них намибийские правительственные войска атаковали отряды УНИТА в пограничных районах и преследовали их даже на территории Анголы, что сразу же вызвало бурную ответную реакцию вооруженной ангольской оппозиции. "С момента, когда президент Сэм Нуйома согласился предоставить территорию своей страны в распоряжение Луанды для ведения войны против нас, УНИТА получила законное право на самозащиту и может наносить удары в глубь намибийской территории", - заявил генсек УНИТА Пауло Лукамба. По его словам, Эдуарду душ Сантуш проводит "новую стратегию, направленную на интернационализацию конфликта", которая "оттолкнула от него многие страны". "В течение последних 20 лет УНИТА контролировала границу с Намибией, Замбией и бывшим Заиром, и там никогда не произошло ни одного инцидента", - добавил Лукамба.
Южноафриканские руководители критикуют интернационализацию ангольского конфликта, который с небольшими перерывами длится с 1975 года. Нельсон Мандела высказал мнение, что представители Луанды "должны сесть за стол мирных переговоров" с Жонасом Савимби. Эти слова явно не понравились главе ангольского государства. Еще в самом начале наступления ангольской армии против отрядов УНИТА Луанда заявила, что будет вести переговоры с лидером повстанцев "только о его капитуляции". "Если он сдастся, то сохраним ему жизнь, но затем отдадим под суд, чтобы он ответил за все свои преступные деяния", - сказал в ноябре в Париже генсек правящей партии МПЛА Жоао Лоуренсу. Он объявил, что Ангола "готова принять всех офицеров УНИТА, которые сдадутся правительству в Луанде".
"У правительства Южной Африки много внутренних проблем, таких, как преступность и ужасающая нищета в гетто. Мне кажется, было бы разумнее, если бы руководители страны больше занимались собственными внутренними проблемами и оставили Анголу в покое", - сказал в начале недели Жозе Эдуарду душ Сантуш. Это заявление главы ангольского государства вызвало кризис в отношениях между двумя странами.
Режим апартеида всегда оказывал широкую военную и финансовую поддержку движению УНИТА. Однако с приходом к власти в ЮАР нового правительства во главе с Манделой движение Савимби перестало получать помощь.
Сейчас душ Сантуш уверен, что ангольская армия одержит победу над вооруженной оппозицией. Он вновь пообещал, что окончательный разгром - "вопрос нескольких недель", и не придал особого значения партизанским действиям во многих районах страны, в том числе и в окрестностях столицы (так, 9 февраля Луанда осталась без света из-за диверсии на высоковольтной линии передачи электроэнергии). По словам ангольского президента, у повстанцев уже нет людских ресурсов, и партизанские действия - всего лишь "акты отчаяния небольших разрозненных групп, которые, пытаясь добыть продовольствие, нападают на местное население".
Лиссабон