НЕЗАВИСИМО от того, как закончится вся история с Пиночетом, сам факт его привлечения к суду по прошествии стольких лет вызывает цепную реакцию. На днях в столице Сенегала Дакаре началось рассмотрение судом жалобы группы граждан Республики Чад, обвиняющих бывшего президента страны Хиссена Хабре в массовых преступлениях против человечества. Предыстория такова. Находясь во главе этого государства в 1982-1990 годах, Хабре жестоко расправлялся со своими политическими противниками и целыми племенами, подозреваемыми в нелояльности. Во время его пребывания у власти были узаконены изощренные пытки, о чем красноречиво свидетельствуют истерзанные тела жертв, чудом оставшихся в живых. Возбудив этот процесс, они дают показания о личном участии Хабре в пытках и истязаниях.
По данным Ассоциации жертв репрессий в Чаде, режим Хабре повинен в уничтожении более 40 тысяч человек. В беседе с корреспондентом "НГ" адвокат с мировым именем из Международной лиги по правам человека Вильям Бурдон говорит:
- Факт принятия к судопроизводству и начало рассмотрения жалобы на Хабре - знаменательное событие для Африки с далеко идущими последствиями. Объясню почему. Пятидесятисемилетний бывший правитель Республики Чад, изгнанный из нее народным восстанием, уже десять лет живет себе спокойно с двумя женами и с большими деньгами в Сенегале, получив там статус политэмигранта. Обвинения против Хабре выдвигаются уже давно, но были кое-какие формальные преграды. Теперь ситуация складывается не в его пользу: в прошлом году Сенегал первым в мире ратифицировал соглашение о создании Международного уголовного суда. Теперь Сенегал - первая страна в Африке, начавшая судебный процесс по обвинению бывшего диктатора в преступлениях против человечества. Знаменательность, особое значение этого события в том, что Хабре далеко не единственный африканский деятель, скрывающийся от возмездия.
В самом деле, набирается немало бывших диктаторов, прославившихся своими жестокостями, массовым истреблением людей, зверствами и даже людоедством, но избежавших кары правосудия. Таков, например, печально известный Иди Амин, истребивший в Уганде 300 тысяч человек. Ныне он уже 20 лет обитает в Джидде в Саудовской Аравии. Правление Менгисту Хайле Мариама в Эфиопии, длившееся 17 лет, сопровождалось не только репрессиями, но и голодом, унесшим жизни миллионов людей. Теперь диктатор нашел приют в Зимбабве.
По словам Вильяма Бурдона, в черный список обвиняемых в преступлениях против человечества организация Международная амнистия внесла также президента Либерии Чарльза Тайлора, узурпировавшего власть в Того генерала Гнассингобе Эйадемы, президента Демократической Республики Конго Лорана-Дезире Кабилы, на совести которого 100 тысяч жертв. Международные юристы сейчас вплотную занимаются деяниями этих и других бывших и правящих лидеров, подготавливая соответствующие досье для предъявления официальных обвинений.
Гаага