ПОЛИТИЧЕСКОЕ решение о создании в ближайшие годы военной структуры Европейского союза (ЕС) было принято в декабре прошлого года на саммите в Хельсинки. На этой неделе в Португалии сделаны первые практические шаги в этом направлении. На "неформальной встрече" министров обороны 15 стран ЕС, которая прошла в курортном городе Синтре под руководством португальского министра Каштру Калдаша и ответственного за внешнюю политику и общую безопасность союза испанца Хавьера Соланы, ее участники одобрили ряд важнейших решений, направленных на создание европейских сил быстрого реагирования. Эта новая европейская армия численностью 60 тысяч человек будет готова к проведению самостоятельных операций в 2003 году. Однако увеличивать военные бюджеты необходимо уже сейчас.
На встрече в Синтре руководители военных ведомств стран ЕС так и не пришли к согласию относительно целей и задач будущих сил быстрого реагирования. Не смогли они дать ответ и на другой, более важный вопрос: кто будет оплачивать содержание многонациональных сил и сколько военнослужащих предоставит каждая страна. Нет сомнения, что это наиболее трудные проблемы для большинства членов ЕС.
"Общественному мнению и парламентам наших стран нужно доказать необходимость укрепления обороноспособности союза, а следовательно, увеличения расходов на оборону", - заявил португальский министр Каштру Калдаш. При этом сам он не очень уверенно отвечал на вопросы журналистов относительно форм координации совместных усилий и вклада каждой отдельно взятой страны. Можно только предположить, что торги предстоят нелегкие.
Вторая неформальная встреча министров обороны стран ЕС должна состояться в течение нынешнего года. Пока же в Синтре принято решение о создании трех комитетов будущей оборонной структуры ЕС, в том числе военного и по вопросам политики и безопасности. Они начнут практическую работу по созданию новой европейской армии 1 марта в Брюсселе. Уже в марте министры обороны назначат своих представителей в эти временно создаваемые военные структуры. Судя по выступлениям министров в Синтре, создаваемые Европейским союзом силы быстрого реагирования должны быть способными осуществлять региональные, гуманитарные и спасательные операции и находиться в зоне действий по крайней мере в течение одного года.
Впечатление таково, что в целом оборона Западной Европы будет по-прежнему возлагаться на НАТО. Хавьер Солана так говорит о предстоящих задачах будущих европейских сил: "крепить европейскую самобытность и обороноспособность, но в сотрудничестве с НАТО". По его мнению, "Европа должна избегать дублирования средств Атлантического альянса". Одним словом, новая европейская опора НАТО должна разделять с Соединенными Штатами усилия и ответственность "за оборону Европы", не нарушая при этом трансатлантические связи.
Тем временем наблюдатели уже высказывают опасения, что с увязкой вновь создаваемых европейских сил с силами НАТО могут возникнуть трудности. По сути дела, речь не идет о создании отдельных сил, а о силах "отделяемых". То есть отдельные боевые части этих сил могут изначально входить в НАТО, а в случае необходимости переходить под командование европейских сил быстрого реагирования. Постоянными будут только командные структуры, группы оперативного планирования и небольшие штабные структуры, которые в случае необходимости можно быстро "наполнить до штатного уровня". Здесь можно напомнить о "еврокорпусе", созданном Германией и Францией, к которым затем присоединились Испания, Бельгия и Люксембург.
По мнению наблюдателей, США настойчиво требуют от стран Западной Европы "значительно больших усилий и большего вклада в дело защиты европейского пространства". Однако не исключено, что будут поручать им только те задачи, которые в НАТО не захотят выполнять по той или иной причине.
Между тем в Португалии получила дальнейшее развитие "домашняя ссора" между Бельгией и Австрией. Как известно, Брюссель приостановил двусторонние военные отношения с Веной. А на неформальной встрече в Синтре бельгийский министр обороны высказался против присутствия на ней своего австрийского коллеги.
Лиссабон