СИТУАЦИЯ в Косово - сербском крае, который остается таковым лишь формально, окончательно вышла из-под контроля. После кровопролитных столкновений в Косовска-Митровице в прошлые выходные косовские албанцы от провокаций перешли в открытое наступление. Убийства, контрабанда наркотиков, нападения на посты миротворцев и полицейские участки - число совершаемых ими преступных акций растет день ото дня. Так, в минувшую субботу в городе Гнилане, где, к слову, расположена штаб-квартира американского контингента КФОР, был расстрелян сербский врач Йосиф Васич, делавший в этот момент операцию в импровизированной амбулатории во дворе церкви Святого Николы. Он умер по дороге в госпиталь, расположенный неподалеку от американской базы "Бондстил". В ту же ночь, с субботы на воскресенье, в селе Кончуль сербской общины Буяновац на юге Сербии за пределами Косово было совершено еще одно вооруженное нападение - на полицейский участок. Руководство так и не разоружившейся Освободительной армии Косово открыто заявляет о своих намерениях "присоединить" Буяновац и еще несколько пограничных общин, с некоторых пор на 60% населенных албанцами, к Косово, которые албанцы уже считают своей территорией.
Мало того, лидер ОАК Хашим Тачи заявил на днях, что знаменитое массовое убийство в Рачаке, ставшее формальным поводом для агрессии НАТО против Югославии, было спровоцировано самой ОАК. По признанию Тачи, с которым довольно часто "консультируются" руководители НАТО и ООН, убийству группы албанцев в Рачаке предшествовали нападения боевиков на сербские полицейские участки (были убиты четверо полицейских). "Мы точно знали, что ставим под угрозу жизни гражданского населения, большое число жизней".
Ряд последних событий подтверждает поступившую из британских дипломатических кругов информацию о готовящемся к началу весны наступлении ОАК на юго-восточные районы Сербии. Сейчас албанские боевики постепенно оккупируют прилегающие к Косово сербские районы, совершая нападения на полицейских прямо под носом у американских миротворцев. Провоцируя сербские силы безопасности, они таким образом пытаются втянуть в конфликт на своей стороне американцев. Источники в Лондоне подтверждают стремление албанцев к созданию "Великой Албании", в которую войдет Косово, а также ряд районов Сербии, Черногории и Македонии. С этой целью активизируются специальные фонды ОАК. Возможно, звеном в этой цепи являются и участившиеся в последнее время попытки провоза крупных партий контрабандных наркотиков, деньги от сбыта которых идут на счета албанских сепаратистов.
Несмотря на эти и другие подтверждения преступной деятельности албанских сепаратистов не только на территории Косово, но и за ее пределами, а также вопреки требованию главкома альянса в Европе Уэсли Кларка, послы стран НАТО на заседании в пятницу приняли решение не отправлять дополнительных сил в Косово. Инициатива генерала Кларка по увеличению британского контингента была категорически отвергнута премьер-министром Великобритании Тони Блэром. Между тем в Европе все больше начинают осознавать провал международной миротворческой миссии в Косово. Британская "Дейли мейл" в связи с последними событиями отмечает, что НАТО просто "не знает, что делать". С критикой действий КФОР и НАТО в Косово выступила и другая лондонская газета - "Санди таймс", которая приводит слова скандинавского дипломата о том, что бездействие миротворцев в сербском крае "открывает ящик Пандоры, что угрожает всему Балканскому региону".
* * *
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ на Апеннинах разгорелся скандал, связанный со спешным отстранением итальянского генерала Сильвио Маццароли от должности заместителя командующего международными миротворческими силами в Косово (КФОР), которую он занимал на протяжении последних пяти месяцев. Маццароли, в послужном списке которого - работа военным советником посольства в Белграде и руководство итальянской военной миссией в Мозамбике, в конце прошлой недели позволил себе довольно откровенно пообщаться с соотечественниками-журналистами. После публикации его высказываний на страницах местных газет генерал был немедленно вызван "на ковер" в Рим и уже в субботу приказом начальника Генштаба Марио Арпино отстранен от должности и отозван на родину.
Очевидно, что генералу инкриминировали сразу два деяния: во-первых, констатацию отсутствия активной политической роли Италии в Косово и, во-вторых, резко негативную оценку деятельности военнослужащих некоторых союзных стран, прежде всего США. Начнем по порядку.
Маццароли не без основания утверждает, что итальянский воинский контингент в Косово (кстати, второй по численности после американского - 4200 военнослужащих) выполнил весьма объемные задачи в рамках КФОР, но это не принесло Италии никаких существенных дивидендов. "Мне противно видеть, как мы, сделав огромную работу, оставляем другим возможность реального экономического и политического внедрения в Косово. Факт в том, что другие воинские контингенты имеют за своими плечами всю страну, систему, которая их поддерживает. Мы же брошены здесь без политической поддержки, - заявил генерал. - Когда-то Балканы были зоной нашего влияния. А теперь немцы при помощи своей хитрой политики вытеснили нас оттуда. Проблемы для нас создают и испанцы, которые вместе с нами контролируют западную часть Косово".
Естественно, такого рода откровения не могли не вызвать раздражения у представителей правительства и МИД Италии, которые тут же надавили на Министерство обороны. И хотя есть основания считать, что военные руководители в целом разделяют позицию Маццароли и им тоже "за державу обидно", излишне откровенным генералом все-таки пришлось пожертвовать.
Однако, помимо внутренних противоречий в стане КФОР, у этого дела есть и другая сторона. Связана она с той оценкой, которую Маццароли дал миротворческой операции в целом. "Миссия никак не может реально развернуться. Добиться мирного сосуществования в Косово исключительно трудно. О быстром улучшении ситуации нужно забыть навсегда. Я думаю, что нам придется остаться в Косово еще лет на 10 или 20", - заявил второй человек в КФОР. По мнению генерала, дело тут не только в объективных трудностях, но и в принципиально различном подходе отдельных воинских контингентов к выполнению миротворческих задач. Маццароли считает ошибкой действия французских военнослужащих, которые превратили мост в Косовска-Митровице в линию разделения албанцев и сербов. "Гораздо лучше было бы осуществлять комплексный контроль за всей зоной, не превращая этот мост в символ. Кстати, по другому посту, который так же патрулируют итальянцы, албанцы и сербы перемещаются спокойно, без особых проблем".
Но острие критики Маццароли направлено, конечно, на американцев. "Мы, итальянцы, основываем свою работу на постоянном контакте с людьми, на беседах, на разъяснении. Мы не действуем нагло, что характерно для других, уповающих только на силу. Американский способ поисков диалога никак нельзя признать наилучшим", - считает генерал. С солдатской прямотой отвечает Маццароли и на обвинения Ричарда Хобрука в адрес Белграда по поводу потягивания сербских войск к границам Косово. "Оставим это на совести Холбрука, - заявил он. - Американцы играют свою игру, которая отличается от нашей миссии. О том, что за этим стоит, я не хочу говорить. Что касается передвижений сербов, о них нам известно, и угрозы они не представляют. Более того, мы опасаемся провокаций".
Остается только добавить, что, по свидетельствам прессы, оценки генерала Маццароли разделяют абсолютное большинство его сослуживцев, а также итальянских гражданских представителей и добровольцев, находящихся сейчас в Косово.
Рим