СУЩЕСТВОВАНИЕ мощнейшей системы космического шпионажа Соединенных Штатов под кодовым названием "Эшелон" известно давно. На нее круглосуточно работают 120 спутников, орбитами которых опутана наша планета. Все государства об этом хорошо знают, но терпят. Долго терпели европейцы, пока американцы их сильно не ущемили своим "Эшелоном", перехватив из-под носа несколько очень крупных сделок. Например, у фирмы "Томсон", которая вела конфиденциальные переговоры с Бразилией о поставке радаров. Американцы чутко следили за ходом переговоров, имели полное представление о всех деталях готовящегося контракта и в определенный момент внезапно вмешались и предложили бразильцам более выгодные условия. В итоге заказ на 1,4 млрд. долл. получила компания "Рейтон". Аналогичная история приключилась и с продажей Саудовской Аравии крупной партии аэробусов: перехват конспиративного обсуждения контракта позволил США оттеснить европейцев и продать саудовцам самолеты компании "Боинг-Макдонелл Дуглас".
Таких примеров сколько угодно, и европейцы решили заняться этой темой всерьез. Собравшись на этой неделе в Брюсселе, депутаты Европарламента приступили к обсуждению и всестороннему разбору явно угрожающей ситуации. Тема ("Эшелон" и как с ним бороться) подготавливалась заблаговременно и тщательно. На нынешней сессии вопрос рассматривался в двух аспектах: что собой представляет эта система шпионажа и что ей можно противопоставить.
История создания сети глобального прослушивания восходит ко временам холодной войны, когда первым делом надо было отслеживать все происходящие события в странах с коммунистическими режимами. Тогда американцы создали Национальное агентство безопасности (NSA), деятельность которого совершенствуется по сей день. После распада СССР детище этого агентства - "Эшелон" - претерпело своего рода конверсию: его главной функцией стало наблюдение за своими союзниками-конкурентами. Известны и области прослеживания европейской жизни: торгово-экономическая, финансовая, банковская, промышленная, научно-исследовательская, а также, естественно, и политическая. Система "Эшелон" обладает фантастической способностью перехватывать любой телефонный разговор, любое сообщение, передаваемое по каналам связи, расшифровывать самые хитроумно закодированные информации. О мощности этой системы говорят такие факты: за сутки перехватывается, переводится на английский и анализируется специальной аппаратурой свыше двух миллиардов разговоров и сообщений, переданных по телефону, факсу, электронной почтой, по Интернету и так далее. Все это обрабатывается, сортируется и рассылается по степени важности президенту США, соответствующим службам, заинтересованным предприятиям и фирмам.
США действуют не в одиночку. Как говорят в Европе, существует англосаксонский заговор - это Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия, которые имеют секретное соглашение с американцами о сотрудничестве в рамках "Эшелона". Только в Великобритании на базах по обслуживанию спутников и обработке подслушанных сообщений задействованы 15 тыс. человек. Опорные пункты - станции слежения - размещены в 20 странах, наиболее значительные в Гибралтаре, на Кипре, в Омане, Турции, Японии.
Во всей этой истории с американским шпионажем самую неприглядную роль выполняет, конечно, Великобритания, являющаяся основным звеном в системе "Эшелон". Будучи участницей Европейского Союза, членом всех общеевропейских учреждений, Великобритания фактически ведет подрывную работу против своих же партнеров, предает их интересы и выполняет заказы Вашингтона, нанося тем самым вред Европе в целом. Поэтому депутаты Европарламента и Комиссия ЕС настроены весьма решительно в отношении англичан, хотя и сознают, что это деликатный вопрос. Во всяком случае, едва ли они оставят без внимания ставший известным факт просвечивания британскими службами и техническими средствами всей территории Франции и Италии.
Похоже, конкретное решение по этой проблеме Европарламент примет несколько позже. Определенная часть депутатов, явно не желая осложнять отношения с Вашингтоном и понимая, что никакое давление или эмоциональный всплеск делу не помогут, склоняются к тому, чтобы пойти по пути принятия более эффективных мер защиты от американских длинных ушей. Имеется в виду разработать новые технологии, которые не допустили бы проникновения в сферу коммуникаций. Такой подход к проблеме, если он возобладает, похож скорее на формальную галочку (вопрос заслушали и меры приняли). Ведь научно-техническая мысль в США не только опережает Европу, но и не стоит на месте.
Брюссель