ПРЕЗИДЕНТ Индии К.Р. Нараянан выступил в среду с традиционным обращением к обеим палатам парламента в связи с открытием бюджетной сессии (напомним, финансовый год в Индии начинается 1 апреля). Это первое заседание индийского парламента в XXI веке, менее чем через месяц после того, как страна отпраздновала 50-летие принятия Конституции независимой Индии. Случай - исторический, и поэтому президент в течение 45 минут выступления, транслировавшегося на всю страну, подробно рассказал о достижениях независимой Индии. Но главное внимание уделил двум сферам: экономической реформе, путям ее дальнейшего развития и угрозе терроризма в Южной Азии.
Экономические проблемы и задачи Индии - тема отдельная, тем более что нынешняя бюджетная сессия, проходящая впервые за последние годы в нормальном режиме, а не в пожарном (как это было, например, в прошлом году из-за внезапной отставки правительства), продлится до 17 мая с перерывом на месяц с 17 марта по 16 апреля, когда работа будет идти исключительно в комитетах, даст еще немало фактуры по экономическим вопросам.
Первое, что привлекло внимание наблюдателей в выступлении индийского президента, - это упор на проблемы терроризма в Южной Азии и во всем мире. К.Р. Нараянан подверг острой критике нынешние военные власти Пакистана за "заметное расширение трансграничного терроризма", что вынуждает Индию постоянно прибегать к акциям "по поддержанию ее безопасности и суверенитета".
Президент Индии подчеркнул, что настало время вплотную заняться вопросом о разработке и одобрении Всеобъемлющей конвенции борьбы против международного терроризма, а Индия примет самое активное участие в такой работе. Президент выразил надежду, что новые военные власти Пакистана "прекратят враждебные действия против Индии, чтобы было возможно нормальное развитие отношений между двумя соседями".
Президентская речь касательно ситуации на субконтиненте была выдержана в традиционном духе и была бы так и воспринята, если бы не один крайне необычный факт. Практически одновременно с выступлением индийского президента в индийском парламенте в Исламабаде, столице Пакистана, состоялось выступление "посла" Чечни в Афганистане Зелимхана Яндарбиева, который заявил буквально следующее: он не собирается пока покидать пределы Пакистана, благодарит пакистанцев за теплый прием и собирается провести еще серию "разъяснительных митингов" относительно нынешних событий в Чечне. Он также указал, что пакистанские власти никогда не приказывали ему покинуть пределы страны "в связи с истечением визы", выданной талибами; сообщения об этом направлены на то, сказал он, чтобы посеять семена подозрительности между ним и пакистанскими властями.
По сообщениям местных СМИ, Яндарбиев приехал в Пакистан в конце января текущего года, чтобы провести серию пропагандистских акций с целью вызвать симпатии к "борьбе чеченского народа". В этом деле его поддерживают известные экстремистские пакистанские организации "Джамаат-и-ислами", "Харкат уль-моджахеддин", "Лашкар-и-талиба". Сегодня Яндарбиев открыто появляется на улицах Карачи, Исламабада, других городов, не собирается покидать гостеприимный Пакистан и таким образом наглядно иллюстрирует слова индийского президента об угрозе терроризма.
Примечательно, что происходит все это на фоне заявлений официальных пакистанских лиц - высших чиновников МИДа, членов военной администрации - будто "Яндарбиева арестовали за незаконный въезд в Пакистан, и сейчас он в стране не находится". Странную игру затеяли пакистанские власти с Россией. Неужели на них не подействует и решительное заявление российского МИДа, указавшего во вторник на недопустимость ведущейся в Пакистане массированной антироссийской пропаганды, которая, "по существу, ставит под вопрос все позитивное, что было не без труда достигнуто за последнее время в двусторонних отношениях"?
Дели