ВЫБОРЫ президента в Сенегале назначены на 27 февраля 2000 года. На высший пост претендуют 9 кандидатов, включая главу государства Абду Диуфа.
В нынешней президентской кампании будут решаться два приоритетных вопроса: сохранится ли в стране столь редкая для тропической Африки внутриполитическая стабильность - основное условие дальнейшего экономического и социального развития, и какая фракция политической элиты возглавит Сенегал в первом десятилетии наступающего века. Вопрос о сохранении внутриполитической стабильности очень важен не только для самой республики, но и для всего Западно-Африканского региона, для континента в целом. События последнего десятилетия показали: наряду с либерализацией общественно-политического климата, утверждением принципа многопартийности и норм мирной в рамках закона передачи власти элита африканских стран еще сохраняет в своем арсенале такие способы разрешения разногласий и удовлетворения своих честолюбивых устремлений, как заговоры, военные перевороты и политические убийства. Военные перевороты в Нигере в апреле 1999 г. и в Кот Д"Ивуаре в декабре 1999 г. - яркое тому подтверждение.
Внутриполитическая стабильность в Сенегале была обусловлена рядом специфических внутренних и внешних факторов. В силу того, что страна была исходным пунктом и форпостом французской колонизации в Западной Африке, развитие сенегальского общества обгоняло другие колонии. Политически активная его часть быстрее и легче адаптировалась к современным формам представительной демократии западного типа. Однако плюралистическая модель организации власти в мусульманском Сенегале всегда базировалась на традиционно сложившихся тесных связях вестернизированной политической элиты с верхушкой исламских тарикатов (орденов), которые влияли на духовную жизнь и поведенческие стереотипы большинства населения, особенно сельского, во многом определяли исход внутриполитической борьбы различных фракций политического класса, обеспечивая сохранение стабильности.
Сенегальское, как и любое другое переходное общество, представляет собой сложную мозаичную структуру, в которой тесно переплетены традиционные и современные, укладно разнородные социальные слои и группы, границы между которыми остаются нечеткими, размытыми, Социальная база большинства действующих в стране политических партий как находящихся у власти, так и оппозиционных (если речь не идет о формированиях радикального толка, создаваемых на этноконфессиональной или этнорегиональной основе), идентична. Их программы далеки от подлинной альтернативности и объявляют с теми или иными нюансами о приверженности демократическим принципам, социалистическим идеалам и стремлении разрешить острейшие социальные и экономические проблемы Сенегала.
Первый и наиболее вероятный претендент на высший пост - нынешний глава государства 65-летний Абду Диуф, председатель правящей, или, как говорят в многопартийном Сенегале, "доминирующей" Социалистической партии (СПС). Как президент и лидер партии, имеющей большинство в обеих палатах парламента и местных органах власти, он, естественно, располагает более сильными, нежели другие претенденты, стартовыми возможностями в предвыборной борьбе. Находясь почти четыре десятилетия во властных структурах, он прошел многие ступени административной лестницы, с 1970 г. еще при первом президенте Леопольде Сенгоре занял пост премьер-министра, а после досрочного ухода последнего в отставку в 1980 г. - пост президента, на который переизбирался в 1983-м,1988-м и 1993 гг. (согласно поправке к Конституции, на семилетний срок). Сейчас он баллотируется на пост президента в четвертый и последний (по Конституции) раз.
Слабость и уязвимость основного претендента на высший пост в глазах его соперников и "человека с улицы", т.е. простых сенегальцев, прежде всего в слишком долгом пребывании у кормила власти. Новые вызовы и угрозы, порождаемые внутрисенегальскими и региональными проблемами последних лет, негативно сказываются на имидже Диуфа. Сенегалу, несомненно, удалось добиться во второй половине 90-х гг., после девальвации африканского франка и ускорения структурных реформ, известного улучшения макроэкономических показателей, некоторой финансовой стабилизации. Тем не менее тяжелые социальные последствия структурных реформ, рост безработицы, падение жизненного уровня населения, особенно в городах, вызывают перманентную социальную напряженность в обществе, активно используемую оппозицией для мобилизации протестного электората.
Главным оппонентом Абду Диуфа выступает блок из восьми партий с характерным названием "Альтернатива-2000", ядром которого является созданная в 1974 г. и легализованная в 1976 г., исповедующая идеи "либерального социализма" Демократическая партия Сенегала (СДП) во главе с ее 73-летним лидером Абдулаем Вадом. Его поддерживает как единого кандидата ряд известных марксистских, но отказавшихся от "ортодоксального марксизма" партий, как, например, Партия независимости и труда Сенегала (ПНТС). Этот блок располагает немалой поддержкой населения.
Серьезным конкурентом действующему президенту и лидерам оппозиции может стать Мустафа Ньясс, вышедший еще в 1998 г. из состава правительства, где он многие годы занимал пост министра иностранных дел, и покинувший в 1999 г. ряды СПС, в которой состоял 41 год. Ньясс баллотируется на пост президента от созданной им партии "Альянс сил прогресса", в которую вошли многие члены СПС.
Если к перечисленным кандидатам добавить генерального секретаря Конвенции демократов и патриотов профессора Иба Дер Тиама, лидера одного из отраслевых профсоюзов, а также - и это новое явление в политической жизни страны - выставивших самостоятельно свои кандидатуры нескольких представителей религиозных кругов и организаций, внутриполитическая ситуация накануне выборов в Сенегале представляется достаточно сложной, хотя раздробленность оппозиции, несомненно, усиливает позиции действующего президента.
Опасным, угрожающим стабильности Сенегала в будущем и исходу выборов является усиление самостоятельной роли ряда исламских лидеров и организаций в борьбе за политическую власть. Новое поколение влиятельных марабутов не всегда следует сложившимся традициям сбора голосов для тех или иных политических деятелей, которые в последние месяцы осаждают в поисках поддержки религиозные центры Муридийи, Тйджанийи и других влиятельных тарикатов. По некоторым сообщениям, Диуф якобы более не будет располагать "ндигель" со стороны наиболее могущественного тариката муридов (более 1 млн. приверженцев), верховный халиф которого запретил любые манифестации политического характера в центре ордена - г. Туба.
Серьезную угрозу территориальной целостности и будущему развитию Сенегала представляет также этноконфессиональное региональное сепаратистское повстанческое движение на юге страны в Казамансе, ведущее с 1982 г. партизанскую войну в этом районе и вынуждающее власти задействовать в борьбе с ним серьезные экономические ресурсы и значительные контингенты вооруженных сил. К успеху центральных властей и лично президента следует отнести проведенные в 1999 г. переговоры и заключенное в декабре соглашение о прекращении огня. Однако это соглашение, так же как и предыдущие, подписано с руководством политической организации повстанцев - Движением демократических сил Казаманса (ДДСК), которое признано партией и более не выдвигает требований об отделении этого района от остальной территории. Но подобные соглашения никогда не признавались радикальным крылом повстанческого движения, давно переродившимся в террористические формирования и продолжающим вести вооруженную борьбу за контроль над регионом, ставшим одним из центров наркобизнеса в Западной Африке.
Внутриполитическая напряженность, военные действия в Казамансе, участие в многочисленных миротворческих операциях в соседних и более отдаленных африканских странах объективно усиливают роль армии в политической жизни страны, зависимость гражданских властей от военной верхушки, создают некую потенциальную угрозу режиму. Это порождает в обществе тревожные слухи о возможном и якобы готовящемся вмешательстве армии в политическую жизнь. Настойчивые опровержения подобных инсинуаций со стороны военного командования в январе 2000 г., категорические протесты ряда политических лидеров против любых попыток вмешательства армии в политические процессы свидетельствуют о серьезных опасениях, царящих в обществе.
Создатели предвыборного альянса в поддержку Диуфа поставили своей задачей дать возможность нынешнему президенту "продолжить осуществляемые им перемены и обеспечить вхождение Сенегала в третье тысячелетие в мирных условиях". Расстановка политических сил накануне президентских выборов свидетельствует о серьезных угрозах той стабильности, которая была характерна для Сенегала в последнем десятилетии XX века.