Постоянное соседство портретов религиозного лидера Хаменеи и президента Хатами лишний раз
доказывает: консерваторы и реформаторы в Иране лишь дополняют друг друга. Фото АП |
ПРОТИВОСТОЯНИЕ религиозных деятелей как отражение борьбы прогрессивных и реакционных тенденций хорошо известно из истории Европы. И то, что сегодня в Иране мы имеем дело с аналогичным явлением, на первый взгляд представляется логичным и понятным. Тем более что страна находится не в Европе, а на Среднем Востоке, где религия до сих пор сохраняет глубокую связь с жизнью общества. Не случайно начиная с 70-х годов XX века, по мере обострения противоречий и на мировой арене, и в регионе, именно ислам стал резко укреплять здесь свои позиции. Яркое тому подтверждение исламская революция в Иране, которая нанесла сильнейший удар по распространенным представлениям, что если не политический, то мировоззренческий раздел мира на прокоммунистический и проамериканский вполне естественен и логичен.
Однако эти же обстоятельства делают весьма опасными и малоплодотворными аналогии современного Ирана с европейским прошлым. Ведь основным критерием прогрессивности и реакционности здесь служат не светскость или религиозность, а социально-экономическая и политическая направленность. Иранских же консерваторов от реформаторов мы до сих пор отличаем почти исключительно по отношению к роли ислама в обществе, забывая все остальное. Между тем именно в этом "остальном" (а по сути, главном) "консервативные" установки близки к "реформистским" (общая ориентация на рынок) при большем внимании к социальным гарантиям и ведущей роли государства. Естественно, объективным критерием современности местных консерваторов или реформистов должно быть их соответствие не американским или западноевропейским, а именно иранским условиям. А условия эти диктуются стремлением не только освободиться от прежних авторитетов, но также сохранить социальный мир и единство страны. Поэтому, даже констатируя существование в религиозном истеблишменте "реформаторов" и "консерваторов", нельзя не видеть то, что их не только разъединяет, но и объединяет. Составляя, по существу, две стороны одной медали, они вместе продолжают тот курс исламской интеграции в современный мир, начало которому положил покойный Хомейни.