- ВЛАДИМИР ЗИНОВЬЕВИЧ, насколько мне известно из вполне достоверных источников, именно вы являетесь непосредственным автором условий применения ядерного оружия, сформулированных в новой Военной доктрине РФ. Вы подтверждаете свое авторство?
- Дело не в авторстве этого положения, а в том, что после длительных дискуссий эта формулировка принята членами межведомственной комиссии под руководством министра обороны маршала Игоря Сергеева, в которой были представлены все заинтересованные министерства и федеральные службы. Принята как адекватно отражающая сложившуюся военно-политическую обстановку и положение в ней России.
А основным рабочим органом этой комиссии был Центр военно-стратегических исследований Генерального штаба ВС РФ и аппарат Совета безопасности, где проводились анализ и обобщение всех предложений по тексту Военной доктрины. Окончательная "зачистка" текста осуществлялась в Совете безопасности.
- За рубежом проект новой доктрины вызвал большой интерес. Многие эксперты видят в отказе от старых формулировок ужесточение позиции России в ядерном вопросе. Чем объяснить такое мнение?
- Изменение условий применения ядерного оружия прошло вовсе не из-за ужесточения позиции России, а прежде всего из-за не вполне удачной формулировки этих условий в Основных положениях военной доктрины, утвержденных в 1993 году: "Российская Федерация не применит свое ядерное оружие против любого государства - участника Договора о нераспространении ядерного оружия, кроме как в случаях:
а) вооруженного нападения такого государства, связанного союзным соглашением с государством, обладающим ядерным оружием, на РФ, ее территорию, ВС и другие войска или ее союзников;
б) совместных действий такого государства с государством, обладающим ядерным оружием, в осуществлении или поддержке вторжения или вооруженного нападения на РФ, ее территорию, ВС и другие войска или на ее союзников".
Оставим в стороне "ясность" и "краткость" этой формулировки, имея в виду требования в этой части, предъявленные к тексту Военной доктрины. Интереснее история ее появления, которая относится к концу 60-х годов и связана с усилиями по укреплению режима Договора о нераспространении ядерного оружия путем предоставления гарантий безопасности неядерным странам, подписавшим или намеревающимся подписать этот Договор.
С тех пор эта формулировка, называемая для краткости "негативными гарантиями" безъядерным странам, с незначительными вариациями повторялась вплоть до настоящего времени представителями официальных членов ядерного клуба. Однако общей формулы негативных гарантий ни на Женевской конференции по разоружению, ни в ООН согласовать не удалось. Поэтому негативные гарантии существуют до настоящего времени с формулировками, аналогичными содержащейся в Основных положениях военной доктрины РФ 1993 г., в односторонних заявлениях МИД РФ, США, Великобритании и Франции (см. Приложение 1 к Резолюции СБ ООН 984 от 11 апреля 1995 г.). Но ни в одной доктринальной установке этих стран, кроме России, подобных формулировок не было и нет. Можно только догадываться, как она "залетела" в нашу доктрину в "розовый" период отношений с Западом в качестве основного и единственного условия применения ядерного оружия.
- А как согласуются между собой новая российская формулировка и аналогичные разделы в программных военных документах других ядерных государств?
- В новой Военной доктрине основные условия применения ядерного оружия сформулированы следующим образом: "Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в ответ на широкомасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических ситуациях для национальной безопасности РФ".
Новая формулировка по существу приведена к принципам ядерной стратегии, много лет исповедуемым США, Великобританией и Францией. Эти государства никогда не отрицали намерения применить первыми ядерное оружие в условиях значительного превосходства стран Варшавского договора во главе с СССР в силах общего назначения. Ныне НАТО обладает явным превосходством в силах общего назначения и, кроме того, намерена расширить так называемую зону ответственности альянса. Поэтому четкая и понятная для всех позиция России в этом вопросе вполне логична и оправданна. Сохранение же прежней формулировки уместно для подтверждения негативных гарантий в качестве дополнения и разъяснения.
- И все-таки кого можно считать автором основных формулировок новой военной доктрины?
- Нельзя не подчеркнуть решающую роль в определении основных, принципиальных положений новой Военной доктрины РФ министра обороны Маршала Российской Федерации Сергеева. Именно он на последних этапах подготовки проекта доктрины, изучив ее содержание, принял решение включить в процесс разработки интеллект первых лиц Минобороны и ветеранов-военачальников, анализировал их предложения и формулировал главные принципы, которые необходимо включить в разделы доктрины. В частности, лично Игорю Сергееву принадлежит определение доктрины как документа переходного периода, за которым стоит то обстоятельство, что наши доктринальные установки действуют в полном объеме на отрезке времени, необходимом для укрепления отечественной экономики и ВС. На этом этапе возможности защиты интересов России с опорой на военную мощь в глобальном измерении будут ограничены. Но по мере выхода из кризисного состояния сфера защиты национальных интересов России может расширяться.
Именно благодаря личной работе министра обороны более ранние варианты проекта доктрины приобрели радикальные изменения. Все это дает достаточно оснований для того, чтобы новую Военную доктрину Российской Федерации называть для краткости "доктриной Сергеева".