ФЕНОМЕН, который условно можно было бы назвать "фактором Хайдера", начинает активно использоваться во внутриполитической борьбе стран Евросоюза. При этом искушенные политтехнологи действуют по уже опробованной схеме: сначала подбираются опрометчивые высказывания политика, затем на их основе через СМИ формируется его негативный, антидемократический имидж, а в итоге в общественное мнение продвигается тезис о невозможности наделения данного персонажа властными полномочиями.
Именно руководствуясь таким сценарием, лидеры правящей в Италии левоцентристской коалиции предприняли на этой неделе фронтальную атаку на руководителя оппозиции Сильвио Берлускони. Впрочем, повод для этого пропагандистского наступления дал сам экс-премьер, который в одном из радиоинтервью неожиданно заявил, что предстоящие 16 апреля на Апеннинах областные выборы "не будут легитимными, демократическими и свободными". Причиной для столь глубокого пессимизма "телекороля" Италии стал законопроект о "par condicio", то есть о равных условиях ведения предвыборной кампании, который левое большинство только что протащило через палату депутатов.
Строго говоря, суть этого документа сводится к запрету любых видов партийно-политической рекламы на телевидении во время предвыборной кампании. К слову, аналогичные нормы действуют сейчас в Великобритании, Франции, Германии, Испании, Швеции, и наоборот, политреклама на ТВ преспокойно практикуется в Бельгии, Ирландии, Финляндии, Люксембурге и провинившейся ныне перед ЕС Австрии. Как видим, никакой единой европейской законодательной базы по данному вопросу не существует, а значит, речь идет о национальной специфике. В Италии, где одному политическому лидеру, сиречь Берлускони, принадлежат три общенациональных телеканала, этот закон весьма трудно трактовать как антидемократический, хотя бы потому, что блок Берлускони и лично экс-премьер не раз беззастенчиво использовали политрекламу на родном ТВ как своеобразную политическую отмычку.
После одобрения парламентом новых норм возмущению Берлускони не было предела, ибо против "закона-кляпа", как он сам его окрестил, протестовало само нутро удачливого бизнесмена. "Реклама нужна партии так же, как кока-коле!" - искренне негодовал он. Что и говорить, для Берлускони, что в партийной, что в телевизионной программе главное - реклама! Правда, был за этим гневом и трезвый расчет. Опросы общественного мнения показывают, что за два месяца до выборов около 30% избирателей не отдали предпочтение ни одной политической силе, и эти люди наиболее чутко реагируют как раз на телевизионную политрекламу. Естественно, понимали это и левые, которые резонно решили, что пришел, наконец, момент выбить из рук своего главного противника его грозное оружие. Так на свет и появился пресловутый законопроект.
Берлускони, у которого буквально из-под носа уводили победу, не смог справиться с захлестывавшими его эмоциями. Лидер итальянской оппозиции, как совсем недавно российские депутаты из ОВР, СПС и "ЯБЛОКА", возмутился, что парламентское большинство творит все, что ему, большинству, вздумается и... не сдержался. Опрометчиво брошенная им фраза о "нелегитимности" предстоящих выборов была тут же блестяще отыграна левыми. "Это еще одно доказательство дрейфа партии Берлускони к экстремизму, который таит в себе опасность для цивилизованного политического соревнования, являющегося важнейшей чертой итальянской демократии" - говорилось в спешно принятом заявлении лидеров всех семи партий левоцентристской коалиции. "Высказываний, подобных тому, что допустил Берлускони, не допускал ни один политик за всю историю республики", - подытожил руководитель левых демократов Вальтер Вельтрони.
Вот здесь и был введен в действие "фактор Хайдера". Руководители левых воспользовались несдержанностью Берлускони, чтобы представить его как политического экстремиста, который из корыстных соображений не хочет признавать законности и демократичности будущих выборов, а значит, не уважает фундаментальные демократические ценности. Этот посыл был исключительно опасен для "телекороля", поскольку отталкивает от него центристский электорат. А на предстоящих выборах сторонники Берлускони могут победить, лишь прибавив к голосам правых избирателей голоса существенной части центристов. Но стратегия левых касается не только апрельских выборов. Речь идет о дискредитации лидера оппозиции по "австрийской модели". Недаром правая газета "Джорно" немедленно вышла под шапкой "С Берлускони обращаются, как с Хайдером".
Казалось, что в этом утверждении было известное преувеличение. Однако в среду премьер Массимо Д"Алема неожиданно заявил, что в правоцентристском блоке есть силы, "позиции которых могут отдалить нас от Европы, но, к счастью, они не находятся у власти". Нет никаких сомнений в том, что в ближайшее время мощное наступление левых на Берлускони будет продолжено, причем с использованием "фактора Хайдера". Новым ударом по "телекоролю" должен стать находящийся в сенате законопроект о так называемом конфликте интересов, который предусматривает, что председатель или член правительства не может одновременно быть крупным предпринимателем. Более того, итальянские коммунисты уже разработали свой вариант этого документа, который запрещает владельцам 10% акций групп, действующих в сфере массовой информации, вообще избираться в парламент. Итак, левые хотят выбросить Берлускони из большой политики. Но если они поверят собственной пропаганде, то вскоре их ждет большое разочарование. Поскольку Берлускони и Хайдер это все-таки совсем не одно и то же.
Рим