С НАЧАЛА этой недели отставной президент Международного валютного фонда француз Мишель Камдессю, завершив большой тур прощальных визитов в мировые столицы, окончательно оставил свой кабинет в Вашингтоне, передав дела до назначения преемника своему заместителю американцу Стэнли Фишеру. Выбирать нового начальника надлежит исполнительному совету Фонда, состоящему из 24 директоров. Поскольку они делегированы соответствующими правительствами, то и решать кадровую проблему будут в соответствии с их указаниями. До этого остается еще некоторое время.
Проблема престолонаследия в МВФ вылилась в острое закулисное соперничество. Правительство ФРГ во главе с канцлером Герхардом Шредером решило, что пробил "час немца", настал черед для его представителя. Но заупрямилась Франция. После родного Камдессю Париж откровенно не хотел видеть в его кресле предлагаемого Берлином немца Кайо Кох-Везера, занимающего сейчас должность статс-секретаря (заместителя главы) Министерства финансов.
Хорошо известно, кто реально заказывает музыку в МВФ, имея его штаб-квартиру в своей столице, а главное - внося в кассу Фонда основной долларовый вклад. Тем не менее президент МВФ не просто исполнитель чьей-то воли. Мюнхенская "Зюддойче цайтунг" не так уж далека от истины, подчеркивая, что "обладатель такого поста может причислять себя к подлинно могущественным деятелям мира. Его задача - предотвращать финансовые кризисы по всему миру или, по меньшей мере, справляться с ними. Он предоставляет кредиты странам, испытывающим трудности с платежами, и дает их под условия, которые порой означают фактическое ограничение суверенитета этих стран. Шеф МВФ уже давал предписания российскому президенту, а во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки люди до сих пор не могут решить, следует ли им прославлять деятелей МВФ как спасителей или проклинать, как колонизаторов".
Несомненно, что немецкий финансист во главе МВФ - это укрепление позиций, влияния и возможностей Германии. Вероятнее всего, поэтому фигура Кох-Везера не импонировала Парижу, а Берлин, наоборот, сделал на нее решительную ставку. В конце января Герхард Шредер специально посетил французскую столицу как "частное лицо". Это не помешало его встречам с президентом Жаком Шираком и премьером Лионелем Жоспеном, на которых он уговаривал собеседников согласиться на немца. Одновременно министр финансов ФРГ Ханс Айхель ратовал в пользу статс-секретаря своего ведомства среди других своих западных коллег на их встрече в Токио. В конечном итоге Берлину удалось уломать своих европейских партнеров.
В минувший понедельник в Брюсселе собрались министры иностранных дел Евросоюза. Обсуждался, в частности, вопрос о преемнике на посту предводителя МВФ. В итоге главы дипломатических ведомств договорились рекомендовать на освободившуюся должность президента МВФ статс-секретаря германского Министерства финансов Кайо Кох-Везера. Окончательное решение остается за министрами финансов того же ЕС, которые займутся этим 28 февраля в той же бельгийской столице. Но это формальность, и в Берлине вполне уверены, что по линии ЕС дополнительных проблем с кандидатурой Кох-Везера уже не возникнет.
Вообще говоря, в странах Евросоюза считается уже традицией, неписаным правилом, что на президентство в МВФ может претендовать только их "соконтинентник". Однако без согласования с Вашингтоном шансы любой кандидатуры, понятное дело, равны нулю. Между тем немецкая заявка на наследство Камдессю пришлась не по вкусу и американцам. Причем ее главным оппонентом стал министр финансов Лоуренс Саммерс. Он ясно дал понять, что, на его взгляд, Кох-Везер не обладает качествами и квалификацией, необходимыми для такой должности. Канцлеру пришлось звонить по этому поводу президенту Клинтону. Последний не стал ссориться со своим главным союзником из-за МВФ, где решающее слово все равно принадлежит США. Сообщается, что после этого разговора Белый дом пообещал не накладывать вето на совместного европейского кандидата. А в качестве такового будет предложен Кайо Кох-Везер.
До настоящего времени эта фигура была мало кому известна не только на международной, но и на германской внутриполитической сцене - разве что лишь в соответствующих финансовых кругах. Кайо Кох-Везер родился и провел часть детства в Бразилии (чем объясняется его несколько необычное для немцев имя), будучи сыном владельца кофейных плантаций. Его дед был довольно известным либеральным политиком в Веймарской республике, одно время даже вице-канцлером. После захвата власти нацистами он эмигрировал с семьей и обосновался в далекой латиноамериканской стране. Кох-Везер, которому сейчас 55 лет, получил широкое образование, но карьеру делал в финансовой сфере, занимая важные посты, но в то же время как бы оставаясь в тени. "Вырос" он в основном во Всемирном банке, где прослужил 26 лет. Начав с референта у его бывшего президента Роберта Макнамары (он же в прошлом министр обороны США), Кайо Кох-Везер дослужился до поста вице-президента. Он отвечал за дела банка с Китаем, в Африке, на Ближнем Востоке. Поскольку Всемирный банк - важнейшая часть мировой финансовой системы, то немецкий кандидат, конечно, не будет новичком в этой сфере и во главе МВФ. Другое дело, что в новой роли Кайо Кох-Везеру предстоит в случае благополучного избрания выйти на авансцену мировой политики, и ему, полиглоту, знающему даже китайский, придется в переносном смысле понимать русский, а еще лучше - находить общий язык и с Москвой.