0
1664
Газета В мире Интернет-версия

16.02.2000 00:00:00

Операция в Чечне законна

Тэги: Демин, прокуратура


Главный военный прокурор РФ Юрий Демин считает, что опыт военно-юридических органов США необходимо изучать и творчески использовать.
Фото Александра Шалгина

- ЮРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ, в последнее время Главная военная прокуратура активизирует контакты с представителями военно-юридических органов зарубежных государств. Не могли бы вы осветить эту сторону деятельности ГВП более подробно?

- Да, конечно. Сразу хочу подчеркнуть, что вопросам сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных государств Главная военная прокуратура придает большое значение. В последние 1,5-2 года уровень международно-правовой работы, проделанной ГВП, заметно изменился и возрос.

Мы успешно развиваем сотрудничество с Белорусской военной прокуратурой, с которой подписан Протокол о сотрудничестве. В рамках его реализации происходит обмен нормативно-правовыми актами и методической литературой, взаимные рабочие поездки с целью обмена опытом представителей военной прокуратуры наших государств.

Активное участие наши представители принимают и в переговорах с украинской стороной по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины.

Можно уверенно говорить о расширении нашего взаимодействия по правовым вопросам и с международными организациями, а также участия наших офицеров в конференциях и семинарах в России и за рубежом.

- Интересно было бы узнать о контактах с военно-юридическими органами западных стран.

- В течение 1998-1999 гг. Главную военную прокуратуру посетили с рабочими визитами делегации военных прокуратур Кубы, Вьетнама, Соединенных Штатов Америки. При этом уровень представительства этих делегаций был высок. Кубинскую и вьетнамскую делегации, например, возглавляли Главные военные прокуроры, американскую - заместитель начальника военно-юридической службы Вооруженных сил США по военному праву.

Ознакомившись с работой органов российской военной прокуратуры в различных условиях, наши зарубежные коллеги положительно оценили имеющийся у нас опыт.

- Какую цель преследуют подобные визиты и дают ли они какие-либо результаты?

- Если вы полагаете, что наши контакты с зарубежными коллегами носят формальный характер, то ошибаетесь. Любой встрече предшествует согласование программы, вопросов, которые хотели бы выяснить обе стороны. Главным при этом является взаимное стремление ознакомиться с деятельностью друг друга, установление постоянных контактов и обмен опытом работы.

Наши зарубежные гости знакомились с работой как центрального аппарата ГВП, так и подчиненных военных прокуратур окружного и гарнизонного звеньев, принимали участие в обсуждении широкого круга вопросов, касающихся решаемых нами задач.

Что же касается конкретных результатов, то в ходе моего рабочего визита на Кубу в составе делегации Главной военной прокуратуры в ноябре прошедшего года ее итогом как раз и являлось согласование вопросов взаимодействия между правоохранительными органами Кубы и российской военной прокуратуры в Гаване, а также заключение с представителями Генеральной прокуратуры Республики Куба Соглашения о сотрудничестве.

- Юрий Георгиевич, у вас есть возможность сравнивать существующие военно-юридические системы стран, с представителями которых вам уже пришлось общаться. Есть ли что-либо общее, скажем, между российской системой органов военной прокуратуры и аналогичными военно-юридическими органами на Кубе и во Вьетнаме?

- Безусловно, есть, и достаточно много. Характерной особенностью системы органов военной прокуратуры Вьетнама и Кубы как раз и является то, что они очень близки по организационному строению и кругу решаемых задач нашей системе органов военной прокуратуры.

Военных юристов Кубы и Вьетнама очень интересует, каким образом идет дальнейшее развитие военной прокуратуры в России. Во многом это обуславливается тем, что длительное время наши контакты по линии органов военной прокуратуры были ослаблены и развивались не очень динамично. Естественно, что наших зарубежных партнеров интересует, насколько жизнеспособна существующая система органов военной прокуратуры в наших государствах.

- Недавно вы побывали в Соединенных Штатах Америки. Расскажите, пожалуйста, о целях и результатах поездки.

- Да, действительно, в конце января впервые в истории Главной военной прокуратуры состоялся визит ее делегации в США. Он был организован по инициативе американской стороны, чтобы ознакомить нас с деятельностью военно-юридических органов США, а также обменяться опытом работы по обеспечению законности и правопорядка в войсках. Мы ищем пути повышения эффективности нашей деятельности, стремимся преодолеть определенные стереотипы, найти нестандартные подходы к решению тех или иных проблем.

Американскими военными юристами накоплен определенный опыт, который не следует игнорировать. Его нужно изучить и творчески использовать органами военной прокуратуры России.

- А что можно сказать об атмосфере, в которой проходил визит?

- Она была деловой и доброжелательной, что, на мой взгляд, является свидетельством серьезной заинтересованности американской стороны в укреплении двусторонних контактов.

В ходе визита у нашей делегации состоялось более 10 рабочих встреч с сенаторами и юристами конгресса, судьями Апелляционного и Верховного судов США, руководителями большинства юридических служб ВС США, занимающихся вопросами военного права. В процессе бесед между российскими и американскими юристами шел постоянный обмен мнениями по всем интересующим нас вопросам. Я думаю, что это был полезный диалог.

- В чем различие между российской и американской системами военной юстиции?

- Функции и задачи органов военной юстиции наших государств во многом схожие - но не во всем, и я хотел бы подчеркнуть принципиальное различие: на мой взгляд, российская военная прокуратура является при осуществлении своей деятельности более независимой от каких бы то ни было местных и военных органов. Вмешательство в ее работу командования недопустимо и просто невозможно, поскольку в соответствии с действующим законодательством главный военный прокурор назначается на должность Советом Федерации и не подчиняется военному командованию.

Думаю, наши американские коллеги не обидятся, но, по моему мнению, в отличие от нас, они нередко зависят от командования, так как подчиняются ему. Для нас кажется странным, что командир не только вправе сам созвать суд или трибунал, но и изменить его решение. Для американской системы военной юстиции это между тем является привычной нормой.

Сравнивая системы военно-юридических органов наших государств, хочется отметить, что существующая в России система органов военной прокуратуры достаточно проста, и главное, что отметили и американские коллеги, действительно более демократична, чем у них.

- Юрий Георгиевич, какие направления работы военных юристов США, на ваш взгляд, наиболее интересны?

- По мнению всех членов нашей делегации, пристального внимания заслуживает деятельность военно-юридических органов США по взаимодействию с законодательными органами, предупреждению и расследованию преступлений, связанных с физическим насилием в отношении сослуживцев, употреблением наркотических средств. Интересен и их опыт организации надзора в воинских контингентах за пределами страны, в том числе при выполнении миротворческих операций и в боевой обстановке, а также опыт работы по борьбе с конкретными видами правонарушений узкоспециализированными подразделениями, входящими в структуру военно-юридических органов США.

В процессе визита американские коллеги передали нам ряд материалов, в частности по борьбе в войсках с наркоманией. Конечно, слепого копирования зарубежного опыта быть не может. Мы будем тщательно его анализировать для определения возможности использования в собственной деятельности.

- Приходилось ли вам сталкиваться в США с вопросами, затрагивающими проводимую в Чеченской Республике контртеррористическую операцию?

- Да, такие вопросы задавались, и ответы по ним были даны исчерпывающие. Я думаю, что и вы, и ваши читатели хорошо информированы о нашей работе в Чечне по обеспечению законности и правопорядка в войсках. Мне кажется, что наши американские коллеги остались удовлетворенными полученными ответами. В этой связи уместно отметить, что в состав нашей делегации входил и военный прокурор Северо-Кавказского военного округа, в зоне обслуживания которого и проводится эта операция. Хотелось бы подчеркнуть, что наши американские коллеги очень корректно подходят к вопросу военной операции в Чечне. Они дистанцированы от политики и прекрасно понимают, что действия федеральных сил являются внутренним делом России и абсолютно законны.

- Достигнуты ли в ходе визита конкретные договоренности, будут ли продолжены начатые контакты?

- Да, договоренности нами достигнуты. В ходе визита наша делегация не только ознакомилась с деятельностью системы военной юстиции США, но и наметила программу дальнейшего взаимодействия. Принято обоюдное решение о подготовке и заключению Соглашения о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в лице Главной военной прокуратуры, и Министерством сухопутных войск США, в лице его юридических служб, на ближайшую перспективу.

Кроме этого, главный военный прокурор Сухопутных войск США генерал-майор Хаффмен предложил направить в США для обмена опытом работы и учебы сотрудников ГВП. С учетом инициатив американской стороны в скором времени возможен ответный визит господина Хаффмена в Москву.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1724
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1074
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
780
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1059

Другие новости