ПРЕЗИДЕНТ США Билл Клинтон вчера впервые давал "живое" интервью во всемирной компьютерной сети. Вопросы были самые разнообразные - от президентской кампании в самих Соединенных Штатах до операции российских войск в Чечне. Пожалуй, впервые так ясно обозначился поворот в отношении администрации США к тому, что сейчас происходит в России. Высказывания Клинтона свидетельствуют, что в Вашингтоне готовы терпеть (правда, неясно, насколько долго) операцию в Чечне и работать с Владимиром Путиным, даже несмотря на то, что определение "белый лист" приклеилось к и.о. российского президента не хуже листа банного.
"Лидеры на Западе и я, в частности, считаем, что у России было право бороться с вооруженными формированиями, проводившими тактику терроризма", - заявил американский президент. Более того, он подверг резкой критике сепаратистов, фактически возложив на них вину за гибель мирных жителей. По крайней мере он признал, что чеченские боевики "должны нести свою часть ответственности за то, что случилось". А следующей фразой Клинтон попросту поставил крест на стратегии чеченских пропагандистов, считающих, что чем больше число жертв среди мирного населения, тем сильней будет критика со стороны Запада в адрес Москвы. "Некоторые из них, - считает президент США, - даже хотели, чтобы чеченские гражданские лица были поставлены под удар, так как они думали, что это улучшит их политические позиции".
В то же время глава американской администрации подтвердил свою уверенность в том, что Россия совершила большую ошибку в Чечне, избрав тактику исключительно военной операции без ведения переговоров. Но, несмотря на эти "ошибки", никаких параллелей между Чечней и Косово, по мнению Билла Клинтона, проводить нельзя. Так он ответил на вопрос-упрек одного из пользователей Интернета, почему страны НАТО не реагируют на события на Северном Кавказе таким же образом, как они реагировали на кризис на Блаканах.
Интересно, что в российском МИДе почти мгновенно отреагировали на "конструктивные высказывания президента США". В специальном сообщении для печати российское внешнеполитическое ведомство обратило внимание на то, что руководство РФ разделяет выраженное президентом США стремление к активизации двустороннего диалога, прежде всего в сфере безопасности и разоружения, преодолению наметившегося здесь опасного тупика. МИД России отмечает также, что американское руководство подтвердило важность самых решительных шагов по противодействию международному терроризму.
Примечательно, что в тот же день в специальной программе, посвященной российско-американским отношениям, на телеканале Си-эн-эн (который, кстати, транслировал и клинтоновское интервью в Интернете) первый заместитель госсекретаря США Строуб Тэлботт, курирующий российское направление американской внешней политики, тоже подчеркнуто позитивно отзывался о Владимире Путине. И тоже впервые настолько прямо. "Мой опыт общения с ним показывает, что он очень умен, серьезен, ориентирован на решения, неполемичен и очень жестко отстаивает российские позиции", - заявил Тэлботт. К этому американский дипломат добавил, что Владимир Путин, "несомненно, высказывает стремление развивать составляющую сотрудничества в американо-российских отношениях и управлять теми вопросами, где у нас есть разногласия".