В Афганистане студенты и школьники говорят, что талиб - это тот, кто стремится к знаниям. Фото автора |
ПРИ ВСЕЙ своей экзотичности для традиционного европейского восприятия жизнь в Афганистане под властью талибов представляется яркой палитрой красок, а вовсе не черной картиной фанатичного религиозного мракобесия. Как-то раз на улице я случайно разговорился с афганцем, приехавшим погостить к родне после десятилетней жизни в Канаде. В сегодняшнем Афганистане он чувствует себя немного чужим, но не склонен драматизировать ситуацию и говорить о бесперспективности власти талибов.
Подавляющее большинство из тех, с кем удавалось пообщаться, хотя и не скрывали очевидных тягот сегодняшней послевоенной жизни, демонстрировали полную лояльность по отношению к действующей власти.
Главный козырь талибов, гарантирующий им массовую поддержку населения, - достижение мира и стабильности на всей контролируемой ими территории. Более того, им удалось сделать практически невозможное - где уговорами, где силой - разоружить решительно все военные формирования, оставив оружие лишь в руках солдат регулярной армии.
Из четырех афганских городов, где нам удалось побывать, только в Мазари-Шарифе, наиболее близком к зоне столкновений с войсками северной коалиции, по улицам разгуливали люди, вооруженные автоматами. Даже в Кандагаре - неофициальной столице движения "Талибан", где расположена резиденция лидера талибов муллы Мохаммада Омара, лишь однажды встретился человек с ружьем, оказавшийся при ближайшем рассмотрении обыкновенным охотником.
Достижение мира и стабильности уже сегодня позволяет вернуться в Афганистан состоятельным коммерсантам и купцам. Процесс капитализации жизни в стране только-только начинается, и еще очень много богатых вилл в афганских городах ждут возвращения своих хозяев. Но виллы эти под охраной закона: ни один кирпичик не пропал с огороженных территорий. Талибская революция не родила лозунга "Грабь награбленное".
Правительство талибов подчеркнуто уважительно старается относиться к правам собственника, справедливо полагая, что это стремление будет по достоинству оценено предпринимателями, которым еще предстоит поднимать экономику.
Сегодня официальные представители правительства талибов не отрицают и возможности возвращения в страну многих афганцев, осевших после гражданской войны в России. Правда, тут следуют оговорки, что это должны быть люди, не запятнавшие себя разграблением страны. Если такие захотят вернуться, то для их предпринимательской деятельности гарантируется "зеленый свет".
Что же касается квалифицированных специалистов, прошедших в свое время обучение в СССР, а значит, так или иначе прикоснувшихся к "коммунистической заразе", то прошлое не ставится им в упрек. Более того, инженеры, врачи, летчики, преподаватели - практически все квалифицированные специалисты обеспечены работой.
Правда, даже для служащих своей администрации талибы не могут пока предложить высоких должностных окладов. Зарплата госслужащего колеблется от двух до пятнадцати долларов в месяц. Выжить на такие деньги трудно, поэтому официальный рабочий день большинства правительственных чиновников длится до полудня. В оставшееся время суток можно заниматься частной практикой либо предпринимательской деятельностью.
Движение "Талибан", начинавшееся как военное движение студентов-исламистов, и в гражданской жизни стремится зарекомендовать себя как движение просветительского характера. Студенты кандагарского университета объяснили нам, что сегодня "талиб" - это тот, кто стремится учиться. В кандагарском университете два факультета - медицинский и агротехнический. Теологические дисциплины изучаются всеми, но не являются главенствующими в учебном процессе.
Учеба и проживание в общежитиях - бесплатные. Практически все студенты довольно сносно говорят на английском, полагая, что язык международного общения надо знать каждому. Беспокойства по поводу будущего трудоустройства студенты не выражают, будучи уверенными, что в условиях мирного наращивания экономического потенциала страны для них всегда найдется работа. Учащаяся молодежь неплохо ориентируется в международной обстановке, поскольку регулярно слушает радио, отдавая предпочтение Би-би-си и "Голосу Америки". На радиопередачи в Афганистане в отличие от телевизионных программ запрета нет.
Сложнее обстоит дело с подготовкой школьников. Широко разветвлена система обучения в богословских школах (медресе). Но они дают в основном лишь знание Корана. Государственных общеобразовательных школ практически нет. Частные гражданские школы, или, как их здесь чаще называют, образовательные центры, далеко не каждому по карману. Плата за обучение в таком центре 60-70 долларов за учебный год, но для большинства афганцев это очень большие деньги. Тем не менее пропагандируемый талибами культ учебы сажает за парты все большее число школьников. Многие подростки нанимаются на работу только для того, чтобы иметь возможность получения образования.
Есть частные школы и для девочек. Их очень мало хотя бы в силу того, что незначительна и роль женщины в общественной жизни Афганистана. Однако, отдавая себе отчет в том, что в некоторых профессиях (медицина, педагогика) без женского труда не обойтись, талибы не запрещают, а поощряют появление общеобразовательных заведений для девочек.
Обращает на себя внимание подчеркнуто уважительное отношение новой власти к истории своего народа. Историю как предмет изучают решительно во всех учебных заведениях - как в гражданских, так и в богословских. В Афганистане множество памятников древней истории и архитектуры, многие из которых повреждены в период военного лихолетья. Денег на реставрационные работы у правительства нет. Но все памятники бережно охраняются, содержатся в чистоте. Ни у какой из предыдущих властей не хватило времени и сил отдать дань уважения жертвам репрессий и военных конфликтов. У талибов хватило. В окрестностях Герата нам показали мемориальное кладбище, построенное при талибах, где в братских могилах с почетом захоронены люди, погибшие за идеалы веры.
Наблюдая за шагами правительства талибов, направленными на нормализацию жизни населения, гражданскую и исламскую консолидацию общественных сил, нельзя не отмечать их очевидной грамотности и последовательности. Всеми своими действиями талибы доказывают согражданам, что новая власть - это всерьез и надолго.
Теперь надо убедить в этом и весь окружающий мир.
Герат-Кабул-Москва
(Продолжение в следующем номере)