Торговля стала не просто занятием, а образом жизни многих афганцев. Фото автора |
МЫ РАДЫ вашему приезду и готовы предоставить вам полную возможность для знакомства с жизнью нашего народа. Однако прошу вас учесть, что среди наших людей еще много темных и неграмотных. Поэтому заранее прошу извинить, если вам будет нанесен какой-либо ущерб или если, не дай бог, с вами что-то случится.
Напутствие из уст губернатора провинции Герат и координатора северо-восточных территорий Моллы Хайруллаха Хайрхаха Ахунда прозвучало зловеще двусмысленно. Наверняка он не ставил своей целью напугать журналистов - шурави, но неприятный холодок пробежал-таки по спине. Отправляясь в Афганистан, каждый из нас имел весьма смутное представление о том, что же на самом деле происходит на девяноста процентах территории страны, контролируемой талибами.
Информация о талибах, поступавшая до последнего времени в российские средства массовой информации, рисовала черной краской "злобных исламских фанатиков", зубрящих Коран и мечтающих о мусульманской экспансии на постсоветские центральноазиатские государства. Еще большее раздражение талибы стали вызывать после их недавнего заявления об официальном признании независимости Чеченской Республики Ичкерии.
Решение правительства о том, чтобы приподнять железный занавес на информационном поле, скрывавший до недавнего времени талибов от немусульманского мира, было принято, судя по всему, недавно. Правда, нам официально заявили, что и раньше для всех честных журналистов дорога к талибам была открытой. Но справедливость этого утверждения выглядела спорной - слишком уж велико было удивление народа на улицах при виде европейцев, вооруженных фото- и телекамерами. О свежести решения снять запрет на немусульманскую прессу говорит и то обстоятельство, что только-только в дни нашей поездки по Афганистану поступило официальное сообщение об открытии бюро Си-эн-эн в Кабуле.
На протяжении всего путешествия нас обязательно сопровождал кто-то из представителей местной администрации. Похоже, что и самим чиновникам было в диковинку работать с иностранными корреспондентами. Они часто путались в нормах ограничений на фотосъемку, пугаясь появившейся вдруг вседозволенности, но в целом работать не мешали, позволяя свободно общаться с людьми на улицах.
Охотников поговорить было хоть отбавляй. Особенно удивляло прохожих то обстоятельство, что мы - из России. За время советской оккупации Афганистана и последовавших событий гражданской войны у людей четко закрепился в сознании образ России как главного врага. И потому увидеть русских, открыто гуляющих по улице, было чем-то невероятным. В то же время те, кто из прошлых лет вынес знакомство с русским языком, с особым удовольствием демонстрировали свои познания в этой области.
Улицы афганских городов поражают своим пестрым многолюдьем и обилием торговых лавок. Не зря говорят, что торговля - это генетическое свойство афганцев. При чрезвычайно низкой покупательной способности населения и соответственно низком спросе на товары бурная торговая деятельность выглядит не столько экономической категорией, сколько образом жизни. У лотков и дверей дуканов люди общаются, обмениваются новостями, спорят, ссорятся, в общем - живут. С утверждением власти талибов в распорядок работы торговых точек введен четкий регламент. Во время намаза - ни-ни. Все лотки и лавки закрываются. Нарушителей ждет наказание.
Кстати, о наказаниях. В местных газетах регулярно публикуются сообщения о рейдах, проводимых представителями служб, отвечающих за соблюдение мусульманской морали. Женщинам на улицах запрещено появляться с открытыми лицами в отличие от соседнего Ирана, где нормы морали допускают открытость женского лица и кистей рук. В Афганистане же обычная женская одежда - паранджа из цельного куска ткани, покрывающая женщину от макушки до пяток, с небольшим сетчатым окошком на уровне глаз. Нарушительницу традиционной формы одежды может ожидать суровое наказание.
Мужчину могут наказать за безбородость, за несоответствие прически нормам ислама, за просмотр телевизионных программ. Даже в бане нельзя полностью обнажать тело. Принимать водные процедуры необходимо, не снимая с себя специальной накидки. Наказания проводят публично, чаще всего на стадионах, созывая на трибуны как можно большее число зрителей. Ассортимент пенальти достаточно широк - от ударов палкой по пяткам до усекновения верхней конечности, в зависимости от тяжести совершенного преступления. Справедливости ради необходимо отметить, что с приходом к власти талибов и утверждением более строгих норм общественной морали тяжких правонарушений (воровства, грабежей) здесь заметно поубавилось.
По свидетельствам самих же афганцев, новая власть сегодня не злоупотребляет кнутом. Проведя ряд решительных репрессий по отношению к тем, кого считали предателями интересов народа и ислама, талибы действуют строго в пределах норм шариата, не допуская произвола и беззакония в системе наказаний.
Впрочем, аншлаги на трибунах стадионов бывают не только во время публичных порок. В Афганистане необычайно популярен европейский футбол, правила которого, как выяснилось, не сильно расходятся с нормами шариата. В каждой провинции, в каждом городе есть свои команды, регулярно встречающиеся между собой в бескомпромиссных схватках.
Очевидна крайняя бедность большей части населения, но это не вызывает ощущения всеобщего уныния и безнадежности. Определенную уверенность в дне завтрашнем вселяют установленные талибами строгость и стройность жизненного уклада, достижение гражданского согласия в обществе.
Герат-Кабул-Москва
(Продолжение в одном из ближайших номеров)