Камдессю для многих стал одним из символов глобализации, именно поэтому ее противник и выбрал директора-распорядителя МВФ мишенью для своей акции протеста. Фото АП |
В МИНУВШУЮ субботу в Бангкоке открылась X Конференция ООН по вопросам торговли и развития ЮНКТАД. Многие опасались повторения ситуации в Сиэтле, Лондоне и Давосе - с демонстрациями и хулиганскими действиями противников глобализации на улицах.
В день начала конференции по городу прошли демонстрации. Несмотря на жесткое и пестрое содержание лозунгов на транспарантах ("МВФ, Всемирный банк, ВТО - идите к дьяволу!", "Прекратите торговлю с репрессивным режимом в Бирме!", "ВТО - организация для богатых против бедных"), общая атмосфера этих шествий оставалась мирной, над небольшими толпами демонстрантов колыхалась масса разноцветных воздушных шаров, у всех было приподнятое настроение, и каждая демонстрация, по наблюдению бангкокской газеты "Нэйшн", сопровождалась группой полицейских и журналистов, по количеству не уступающей числу самих демонстрантов.
Самым серьезным происшествием форума был инцидент с куском торта, который на глазах у всех присутствующих был тщательно размазан, в лучших традициях кинокомедий тридцатых годов, по лицу директора-распорядителя МВФ Мишеля Камдессю. Нападавший, представитель одной из нью-йоркских неправительственных организаций, вполне интеллигентный и образованный джентльмен, пока отделался лишь выдворением с конференции - на все время ее прохождения юрисдикция на помещения, где она проводится, была передана таиландскими спецслужбами службе безопасности ООН, которая и "проворонила" десертного террориста.
Конференцию предваряла встреча ООН - АСЕАН на уровне генерального секретаря и глав правительств государств - членов Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, на которой обсуждались вопросы дальнейшего сотрудничества между двумя организациями, в том числе по проблемам суда над лидерами красных кхмеров в Камбодже и разрешения конфликта между военным правительством и оппозицией в Мьянме.
Несмотря на то что лидеры стран АСЕАН собрались в полном составе, присутствие среди них премьер-министра Японии Кейдзо Обути, единственного из первых лиц государств "большой семерки", прибывшего на конференцию, невольно подчеркивало отсутствие большого интереса к форуму со стороны наиболее развитых стран. Пожалуй, последовавшее несколько позже его заявление о готовности Японии снять таможенные барьеры и отменить квоты на импорт продукции беднейших стран, в случае если другие мировые державы поддержат это начинание, оказалось самым конструктивным предложением, прозвучавшим в первые дни форума и вселившим некоторую долю оптимизма в души его участников.
Генсек Кофи Аннан в своей речи посетовал на продолжающееся отсутствие взаимопонимания между наиболее развитыми странами по вопросам критериев и законов свободной торговли и глобализации, которое мешает выработке общих, приемлемых для всех позиций. По его мнению, неспособность правительств эффективно противостоять силам протекционизма в их собственных странах, приводит к затягиванию выработки общей для всего мира стратегии глобализации, которая предусматривала бы одновременно и сохранение интересов тех, кто получает от глобализации наибольшую выгоду, - транснациональных корпораций, базирующихся в самых богатых странах, и соблюдения справедливости по отношению к странам менее развитым, на сегодня практически оказавшимся за пределами современной мировой экономической системы. Именно помощь в выработке общемировых правил и норм торгово-экономического поведения, словами самого Кофи Аннана - "всеобщих ценностей и общих стандартов" - считает генсек одной из важнейших задач ООН в XXI веке. По его мнению, международные организации могли бы работать лучше, если бы они имели в своем распоряжении достаточные ресурсы для выполнения этих задач.
Кофи Аннан напомнил и о своей Давосской инициативе - вовлечении международного бизнеса в совместную работу с ООН в сфере развития - и привел примеры успешного применения этой схемы.
В речи были сформулированы основные вопросы, на которые должна ответить конференция, причем генсек честно предупредил, что ответов на все эти вопросы он не знает. Последним и самым значимым был вопрос, не настало ли время для Глобального Нового Курса, который бы гарантировал выгоду тем странам, экономическая деятельность в которых ведется в соответствии с определенным набором политических установок, поощряющих, с одной стороны, инвестиции, а с другой - обеспечивающих участие всего населения в пользовании плодами этих инвестиций?
Выступления участников конференции, так же как и речь Кофи Аннана, сводились в большинстве своем к одному - обращению к правительствам наиболее развитых стран, весьма маргинально представленным на конференции, с требованием обратить внимание на сформировавшийся несправедливый мировой экономический порядок и принять меры к решению социальных проблем в беднейших и развивающихся странах, порожденных и усугубленных глобализацией. Общий контекст - неизбежность как самой глобализации, так и глобальной либерализации торговли и необходимость выработки мер, обеспечивающих решение создаваемых ими социальных проблем, - был несколько нарушен выступлением премьер-министра Малайзии Махатхира Мохаммада, который заявил, что сегодня наблюдается рождение глобальных монополий, для которых глобализация и либерализация торговли являются непременными условиями существования, в то время как социальные проблемы развивающихся стран волнуют их меньше всего; а насаждаемая ими через МВФ открытость и доступность информации приносит им неоспоримую выгоду, в то время как выгода такой политики для самих развивающихся стран весьма сомнительна.
Параллельно с конференцией ООН в Бангкоке проходит конференция неправительственных организаций, причем многие ее участники, как, например, обидчик Мишеля Камдессю, - закаленные ветераны Сиэттла. Собственно, инцидент с тортом стал возможен только благодаря одобренному руководством ООН и тактически блестящему предложению вице-премьера Таиланда, министра торговли и ожидающего своей очереди будущего генерального директора ВТО Супхачая Пханитчапхака, состоявшее в том, что правильнее было бы разрешить представителям неправительственных организаций участвовать в самой конференции, чем смотреть сквозь пальцы на параллельное мероприятие, которое еще не известно чем кончится.
Тем не менее параллельное мероприятие все же продолжается, и здесь в отличие от высокого форума общая платформа найдена давно, несмотря на разноплановость и различие политических взглядов участников. Здесь превалирует ставка на мирные, но жесткие меры воздействия на правительства - массовую публикацию критических материалов, создание глобальной сети организаций, способной немедленно реагировать на те или иные события в той или иной стране, которые связаны с негативными результатами глобализации, скрупулезный научный анализ и мониторинг деятельности транснациональных корпораций, МВФ, Всемирного банка, демонстрации и пропагандистские кампании в дни проведения крупных международных конференций, связанных с глобализацией и либерализацией. Среди активистов много признанных ученых - экономистов, политологов и историков, часто убежденных марксистов, из развитых стран.
Присутствует в Бангкоке и "третья сила" - международное профсоюзное движение, ведущее свой, отдельный, семинар, организованный при помощи таиландского представительства Американской федерации труда - Конгресса промышленных организаций (АФТ-КПО) Международной конфедерацией свободных профсоюзов с участием представителей профсоюзов стран ЮВА. Здесь акцент ставится на проблемах социального положения и правах рабочих и служащих в условиях глобализации.
В стане неправительственных организаций и профсоюзов четко видна уверенность в своих силах, закрепленная событиями в Сиэттле.
На конференции ООН по вопросам торговли и развития, в свою очередь, пытаются примирить либерализацию торговли с социальной справедливостью. Эта конференция - первое всемирное мероприятие ООН в новом веке, как заявил в день ее открытия Кофи Аннан, - чрезвычайно важна сегодня не столько для решения проблем, которые несет тотальная глобализация, сколько для поднятия престижа самой ООН, с тем чтобы на ее базе в дальнейшем можно было бы разрабатывать и внедрять "Глобальный Новый Курс", упомянутый генсеком, или некий свод законов и правил поведения в условиях глобализации. Даже при удачном (без эксцессов) завершении форума роль его, как и самой ООН в решении обсуждаемых проблем, пока не совсем ясна.
Бангкок