Политический протест станет основной формой борьбы курдов за свои права. Фото автора |
СЕДЬМОЙ чрезвычайный съезд Рабочей партии Курдистана проходил в течение трех недель на одной из временных баз РПК на границе Ирана с Ираком. На нем были выработаны новая тактика и стратегия партии, пересмотрены программа и Устав, а также изменена символика флага. Отныне на красном полотнище в левом верхнем углу будет изображена звезда в обрамлении солнца - символ зарастрийцев, к которым относят себя курды. Военное крыло РПК - Армия освобождения народов Курдистана (АОНК) - теперь будет именоваться Силами защитников народа (СЗН), а политическое - Фронт национального освобождения Курдистана (ФНОК) - Объединением демократического народа.
Съезд вновь избрал приговоренного к смертной казни Абдуллу Оджалана, ожидающего окончательного решения своей участи в турецкой тюрьме на острове Имралы, председателем РПК. Но самое главное - РПК отказалась от вооруженной борьбы и решила продолжать борьбу за свои права исключительно политическими методами.
Результаты съезда не стали неожиданностью. Арест Оджалана действительно оказался сильным ударом по партии, для которой он был, по сути, единственным лидером. Именно этим объясняется, что уже с момента начала процесса руководство РПК фактически полностью приняло к исполнению все его указания, хотя до этого заявляло, что в силе будут оставаться приказы Оджалана, отданные им до 15 февраля 1999 года, т.е. до момента ареста, а последующие требования лидера во внимание приниматься не будут, так как справедливо считалось, что они могли быть сделаны под принуждением.
Уже после суда Оджалан потребовал от своих соратников вывести партизан из Турции, а также направить своих представителей к властям, чтобы таким образом продемонстрировать добрую волю к прекращению войны и началу демократического процесса.
В итоге партизаны были выведены в неконтролируемую зону на севере Ирака и оказались перед лицом отрядов из недружественной Демократической партии Курдистана (ДПК) Масуда Барзани, которые в союзе с турками начали проводить карательные операции против РПК.
Следует заметить, что приказ Оджалана об отводе войск позволил Турции заявить, что снято одно из важных препятствий на пути нефтепровода Баку-Джейхан.
Другое требование Оджалана, касающееся парламентариев от РПК, также закончилось безрезультатно. Все они сегодня находятся в тюрьме в ожидании суда - им грозит более 15 лет провести за решеткой. Турецкая сторона не собирается идти ни на какие переговоры с РПК, так как, по всей видимости, в ее планах не стоит кардинальное решение курдской проблемы.
Понимая это, многие члены РПК не согласны с принимаемыми решениями партии. Так, сегодня на территории Турции в районе городов Тунджели и Диярбакыр активно действуют отряды курдских партизан, которые отказались покинуть турецкий Курдистан и продолжают вооруженную борьбу. Руководство РПК отреклось от них, обвинив в предательстве.
Однако эти бойцы не одиноки в своем стремлении продолжать боевые действия. Правительства Ирана, Сирии, Ирака и некоторых других государств дают понять Рабочей партии Курдистана, что она может рассчитывать на поддержку в случае возобновления войны. В настоящее время есть много стран, заинтересованных в ослаблении Турции, которая проводит в регионе откровенно проамериканскую политику.
И тот факт, что съезд, планировавшийся на осень 1999 года, лишь только сейчас смог собраться, доказывает, что в РПК нет полного единодушия. Нынешнее заявление об отказе от вооруженной борьбы вкупе со стремлением к мирному диалогу, столкнувшись с неуступчивостью Анкары, может кануть в историю. В случае печального для Оджалана исхода и усиления позиций командиров, не согласных с решениями руководства партии, курды наверняка возобновят вооруженную борьбу. Проверить это можно будет уже весной, когда с таянием снегов обычно возобновляются традиционные карательные операции турецкой армии против курдских партизан.
Сейчас многие склонны проводить параллели между курдским вопросом и событиями в Чечне. Хотя очевидно, что эти сравнения во многом некорректны. Чеченский кризис искусственно создан определенными силами извне, заинтересованными в дестабилизации обстановки на Кавказе, проведении своих экономических и политических планов, ослаблении позиций Москвы в регионе. Чеченцы здесь лишь марионетки в большой игре. Ситуация с курдами обстоит иначе. Они лишены элементарных политических и гражданских прав, их проблему фактически игнорируют. Кроме того, курды уже давно отказались от претензий не только на независимость, но даже на автономию в составе Турции. Тем не менее решение съезда демонстрирует, что национальное движение необязательно должно означать вооруженную борьбу.