В ТЕЧЕНИЕ семи ближайших лет на Апеннинах будет отменена всеобщая воинская повинность. Решение об этом с подачи министра обороны Серджо Маттареллы приняло на днях правительство Италии. Так что совсем скоро, к огромной радости большинства молодых итальянцев, слова статьи 52 Конституции о том, что "защита Отечества является священным долгом гражданина", а "военная служба обязательна в пределах и видах, установленных законом" утратят актуальность. Уже стало известно, что последними призывниками, которым придется оттрубить свой срок в итальянских казармах, станут юноши 1985 года рождения.
Правда, в документах Совета министров указывается, что при возникновении "чрезвычайных обстоятельств" окончательная отмена срочной службы в национальных Вооруженных силах может быть отложена на некоторое время. Тем не менее все заинтересованные лица в Риме в настоящий момент убеждены, что в 2006 году в стране наконец-то возникнет полноценная профессиональная армия. Предполагается, что ее численность составит 190 тыс. военнослужащих, в том числе 113 тыс. солдат, 60 тыс. унтер-офицеров и 17 тыс. офицеров. Приведенные цифры свидетельствуют, что переход на контрактную систему в итальянской армии будет сопровождаться дальнейшим сокращением ее личного состава (в 1999 году - 270 тыс. человек), причем численность офицерского корпуса уменьшится почти вдвое - до 17 тыс.
Решение правительства о прекращении воинского призыва, несомненно, позволит ускорить военную реформу, которая на протяжении последнего десятилетия довольно неспешно осуществляется в Италии. Последним крупным шагом на этом пути стало открытие доступа женщинам в Вооруженные силы.
Разъясняя последние решения правительства, заместитель министра обороны Паоло Гуеррини выступил с инициативой немедленно разрешить девушкам не только поступление в военно-учебные заведения, но и непосредственное подписание контракта о службе в войсковых подразделениях. К конкурсу на заключение контракта будут допускаться женщины в возрасте до 32 лет, причем на тех же условиях, что и мужчины. Впрочем, их число должно равняться примерно 10% всего личного состава.
Гуеррини предложил также разрешить призывникам подписывать контракты на краткосрочную - 12-месячную профессиональную службу, где им будут начислять жалованье начиная с третьего месяца. Не обойден вниманием и вопрос о финансовом обеспечении самих призывников: по мнению замминистра обороны, ежемесячное содержание солдата в ближайшие семь лет должно составлять 500 тыс. лир (около 260 долларов), которые будут выплачиваться в знак признания государством "своеобразия воинской службы". Другой важной проблемой, заботящей ныне руководство Минобороны, является трудоустройство будущих контрактников, которые, отслужив какое-то время в армии, решат вернуться "на гражданку". В этой связи правительство разработало ряд гарантий, которые, вероятно, позволят облегчить привлечение молодежи на службу в профессиональную армию.
Естественно, эти решения Совета министров нацелены прежде всего на то, чтобы подтянуть национальные Вооруженные силы до уровня армий ведущих европейских стран - участниц Североатлантического альянса. Здесь Рим ожидают серьезные финансовые затраты, поскольку, согласно натовским данным, по уровню расходов на военные нужды Италия в 1998 году тратила примерно 40 триллионов лир (2% ВВП), уступая и Франции, и Великобритании, и Германии. Более того, в структуре этих затрат львиная доля - более 70% - приходилась как раз на содержание личного состава: военные пенсии и расходы на воинский призыв. В то же время инвестиции в передовую технику и технологию составляли всего лишь около 20% военного бюджета, что исключительно мало даже по европейским меркам. Безусловно, это заметно ослабляло роль Италии в НАТО при том, что в целом отставание европейцев от США в области создания современных вооружений весьма велико.
Рим