Павле Булатович не смог избежать гибели от руки киллера даже несмотря на то, что был одним из
близких к Слободану Милошевичу членов югославского правительства. Фото АП |
ВЧЕРА вечером тело убитого в понедельник министра обороны Югославии Павле Булатовича было перевезено в административный центр Черногории Подгорицу. Сегодня здесь состоится траурное заседание Социалистической народной партии, членом Главного комитета которой являлся погибший. А похороны (тоже назначенные на сегодня) состоятся в его родном селе Горни Ровци.
Недоумение и страх выражали, узнав об убийстве, почти все - от рядовых граждан до лидеров политических партий. Недоумение, потому что в отличие от других громких "мокрых дел" последних лет убийство Булатовича, по крайней мере на первый взгляд, лишено всяких мотивов. Несмотря на высокие посты, которые он занимал в федеральном югославском правительстве - сначала министра внутренних дел, а затем, с 1993 года, министра обороны, Булатович, неизменно послушный соратник Слободана Милошевича, был одной из самых незаметных и наименее весомых фигур политического истеблишмента, причем настолько, что в отличие от первого своего подчиненного - начальника Генштаба генерала Драголюба Ойданича - не был даже замечен Гаагским трибуналом при "подборе" кандидатур на предъявление обвинений в совершении военных преступлений в Косово. Не было отмечено и его участие в операциях теневого бизнеса. Присутствие на роковом ужине в понедельник главы белградского "Ю-гарант банка" отставного генерала Вука Обрадовича (однофамильца лидера Социал-демократической партии, тоже отставного генерала) мало что объясняет - банк был учрежден федеральным правительством для финансирования нужд югославской армии, в связи с чем членом его правления был и покойный министр и, по общему утверждению независимых специалистов, никогда не занимался сомнительными делами.
Наконец, для недоумения по поводу убийства есть и чисто человеческие причины - у многих Булатович пользовался симпатиями благодаря своей редкостной для нынешних югославских времен корректности в баталиях с политическими противниками, в частности, с черногорским руководством и президентом республики Мило Джукановичем, являющимся одним из главных оппонентов союзного президента Милошевича.
И все же просто так жертвой четко спланированного преступления не становится никто, а тем более министр обороны. Именно этим и объясняется ощущаемый повсеместно страх. Что бы ни было причиной теракта, он наверняка усугубит и без того накаленную обстановку в стране. Убийство Булатовича как лакмусовая бумажка показало, что представляет собой югославское государство на тринадцатом году пребывания у власти Слободана Милошевича. Президент не мог получить худшего подарка к открывающемуся 17 февраля съезду возглавляемой им Социалистической партии Сербии, который заранее расценивается как предвыборный. Сильно подпорченными оказались теперь результаты шестимесячной и дорогостоящей пропагандистской кампании, доказывавшей колеблющимся, что властям не только удалось отстоять независимость страны и восстановить разрушенное, но и подтвердить способность обеспечить ей с опорой лишь на собственные силы лучшее и (вот ирония судьбы) безопасное будущее.
Такой удар, как убийство министра обороны, не может оставаться без ответа, и уже во вторник во второй половине дня (после того как заместитель федерального премьера социалист Никола Шаинович, отметая возможность убийства по политическим соображениям, назвал его классическим терактом) дело взяли в свои руки Сербская радикальная партия и движение "Югославские левые" - союзники Соцпартии Слободана Милошевича. Из их заявлений следует, что за покушением стоят западные спецслужбы - американская, британская и французская, и лишь выполнили его отечественные наймиты.
Лидеры оппозиции, которых достаточно часто власти и называют западными наймитами, уже в первых своих откликах отметили, что Сербия из страны высокого риска для жизни превратилась в страну тотального страха, где в своей безопасности уверен не может быть никто - ни министр, ни политический деятель, ни журналист, ни рядовой обыватель. "Куда ведет лестница смерти и где ее конец в стране, где даже предстоящие похороны покойного министра обороны в его родном селе Горни Ровци в Черногории могут стать поводом для столкновений между сторонниками Милошевича и Джукановича?" - задается в своем комментарии вопросом видный югославский журналист Любодраг Стоядинович. "Кто следующий?" - формулируют, по сути, тот же вопрос рядовые граждане.
Белград