США надеются, что после Ельцина они опять договорятся с Россией, в том числе и при участии
Европы. Фото из архива НАТО |
В Мюнхене на днях закончила свою работу Международная конференция по вопросам безопасности, которая проводится в этом городе ежегодно. Сюда съезжаются военные, политические лидеры НАТО, руководители центров стратегических научных исследований, а так же представители ведущих газет США и стран Западной Европы. В последние десять лет состав и география участников постоянно расширялась. Впервые приехали высокопоставленные военные и дипломаты из КНР, Японии и Индии.
Российские министры обороны и их заместители в Мюнхен никогда не ездили, отказывая в неформальном общении своим коллегам из США, Великобритании, Германии и многих других стран.
По оценке генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона, главный вывод состоит в том, что блок НАТО победил. Одновременно война на Балканах дала возможность реально ощутить важность отношений между политиками и военными внутри альянса. И еще одно немаловажное открытие: в ходе балканской войны Брюссель еще больше упрочился в мысли, что НАТО и Россия должны сотрудничать. По мнению председателя ХДС доктора Волфганга Шойбле, Москве и Брюсселю следует работать вместе, а не конфликтовать друг с другом. У Шойбле возникло ощущение, что Россия разочаровалась в сербском диктаторе. По его мнению, формирование европейской безопасности возможно только вместе с Россией, и надо восстанавливать утраченное доверие.
На конференции прозвучало сожаление по поводу того, что объединенные вооруженные силы НАТО оказались не на высоте в дни балканского конфликта. О том, каким образом был достигнут результат на Балканах, по-генеральски прямолинейно сказал бывший Председатель комитета военного планирования НАТО Клаус Науманн: "Везение помогло одержать победу". Военные обличали политиков в неготовности пойти до конца. И тем не менее политики все же настраивали присутствующих на продолжение использования методов в межгосударственной практике. На конференции неоднократно звучало, что запугивание может быть действенным. Отсюда делался вывод, что уж если закреплять подобный способ решения международных споров, то тем более операцию в Косово надо было довести до конца, чтобы в последующем только одна угроза применения военной силы уже давала свой политический эффект. НАТО в будущем должна рассчитывать на ситуацию, когда союз будет прибегать к военным действиям без мандата ООН. Его отсутствие будет компенсировать международно-общественное согласие на проведение боевых действий.
Шойбле при этом заявил, что при этом угроза должна быть внушительной, чтобы вызвать политический эффект. Это нужно было понимать так, что страны НАТО не желают развязывать войны, а стремятся только предотвращать их с помощью угрозы. "Использование силы, - вторил Шойбле другой оратор - министр обороны Великобритании Джеофф Хоф, - должно быть крайним средством.
Суть западного мнения по данному поводу емко выразил министр обороны США: "Цивилизованные государства, избери они подобный стратегический курс несколько ранее, избежали бы многих трагедий на планете".
Когда российский генерал Леонид Ивашов заметил, что на конференции "обсуждение уроков Косово превратилось в гимнопение культу войны, и что Россия предлагает только один путь решения конфликтов - мирный", ему тут же напомнили о чеченской войне. Однако с российской позицией все же были солидарны македонцы, в некоторой мере украинцы и еще кое-кто из присутствующих. По тону конференции стало ясно, что большинство европейских политиков и военных движется к утверждению нового мирового порядка. Оставаясь в стороне от избранного ими магистрального пути, Россия, скорее всего, лишь усилит свою изоляцию, в которойоказалась с момента резкого отрицания расширения НАТО на восток.
Обсуждая уроки Косово, участники конференции почти в один голос отмечали, что вооруженные силы не соответствуют своему предназначению, так как не способны предотвратить войну. Сегодня, по мнению руководства НАТО, нужны другие вооруженные силы: не многочисленные танковые колонны, как ранее, а высокомобильные силы, которые "могли бы действовать за пределами стран блока" в соответствии с недавно принятыми доктринальными установками Североатлантического союза. Принципиальную критику боеспособности армий стран НАТО дал министр обороны США Уильям Коэн. По его мнению, только одна страна блока - Соединенные Штаты - выполнили в ходе войны две трети всех обеспечивающих вылетов и половину воздушных боевых задач. Некоторые пилоты-союзники не были обеспечены засекречивающими средствами связи. Меньше половины стран участвовали в создании разведсети и тыловом обеспечении войск. Только одна из четырнадцати стран располагает штабами, способными обеспечить защиту от биологического и химического оружия.
Признавалось, что финансовые затраты на содержание вооруженных сил должны быть выше и что Соединенные Штаты по сравнению с другими членами альянса несут неправомерно большую часть военного бремени. Причем такое иждивенченское отношение к США становится системным. Из двух тысяч полицейских в Косово две трети составляют американские формирования. Недостаточны также ассигнования на восстановление этой области - всего 35 млн. долларов. Их едва хватает на зарплату чиновникам.
Концепция стратегической оборонной инициативы, выдвинутая на вашингтонском саммите весной прошлого года, практически не реализуется, с упреком отмечали американские сенаторы и военные. Особенно внимательно рассматривался вопрос о совместных усилиях Европейского союза, Западноевропейского союза и НАТО в военной сфере. Создаваемый в рамках ЕС еврокорпус численностью 50-60 тыс. человек с необходимыми элементами авиации и морского флота должен развертываться за 96 часов и быть в состоянии действовать в течение года для ведения операций типа косовской. Европейский союз считает целесообразным, чтобы штабом корпуса руководили военные органы НАТО, а задачи выполнялись бы в общих интересах. Звучали и пессимистические интонации: если в течение года-полутора страны - члены НАТО не предпримут практических мер, то с определенной уверенностью можно считать, что еврокорпус не будет сформирован к установленному сроку - 2003 году. При этом всячески подчеркивалось, что еврокорпус нацелен не на отмежевания Европы от США, а, наоборот, облегчение военной доли Вашингтона. Американцы также всячески поддерживали идею и корили союзников за низкую инициативу по продвижению задуманных организационных преобразований национальных вооруженных сил.
В этом смысле весьма символичным выглядело подписание в ходе мюнхенской конференции американо-английской декларации по военно-техническому сотрудничеству. Вооруженные силы Великобритании закупают американского вооружения (вертолеты "Апач" и "Чинук", крылатые ракеты "Томагавк", военно-транспортные самолеты С-130J и др.) на сумму около 2,5 млрд. долларов, а продают на сумму вдвое меньшую (самолеты "Харриер", "Хок" и т. д.). Декларация имеет особую политическую значимость, так как в дальнейшем предполагается перевод ее положений на язык практических соглашений. В скором времени подобный документ будет заключен с Австралией, ведутся переговоры на эту тему с Германией и Францией. Все это, по мнению Пентагона, позволит придать новый импульс связям по обе стороны Атлантического океана.
Европейцы тоже выдвигали претензии к Соединенным Штатам. Их беспокоят американские планы развертывания национальной космической обороны. В связи с этим они убеждали представителей Вашингтона в необходимости проведения серий консультаций с западноевропейскими правительствами прежде чем утвердить такое решение и обязательно найти консенсус с Москвой. Российский военный представитель не преминул заявить о направленности американской противоракетной обороны против России и КНР, после чего истеричный американский сенатор даже пригрозил вывести Соединенные Штаты из Договора о противоракетной обороне 36-летней давности. Точки над "и" расставил министр обороны США, четко заявив, что у нынешней администрации нет намерений выходить из Договора по ПРО, что, скорее всего, будет принято решение о переносе сроков утверждения концепции национальной противоракетной обороны на период после президентских выборов в США. В заключении Уильям Коэн заявил, что "мы защищаемся от тех стран в мире, которым меньше всего доверяем. А с Россией, я думаю, мы сможем договориться".
Мюнхен