"КОЛДУН в четвертом поколении избавит от алкоголизма, выведет из запоя, снимет приворот и сглаз..." От таких рекламных объявлений в глазах рябит. Ими не брезгуют и вполне респектабельные издания. Что уж говорить о ТВ, которое, собственно говоря, и подало первые примеры тотального колдовства (Чумак, Кашпировский). Вовсю колдует телевидение на всех каналах и нынче. Свой магический вклад в жизнь страны вносят многочисленные коммерческие издательства: прилавки буквально забиты учебниками "белой и черной магии". Недавно случилось быть свидетелем разговора двух подростков у прилавка с православной литературой, образками, крестиками. Один из отроков, углядев медное распятие крупнее других, воскликнул: "Гляди, крест классный"!
Другой восхищенно отозвался: "Классный, если его на цепь вверх ногами повесить". Услышав этот диалог, пожилой продавец перекрестился и произнес, обращаясь к себе: "Бежать из Москвы надо. Скоро она под землю провалится". Предсказание не столь уж безосновательное, если учесть, что только в столице насчитывается одних колдунов-экстрасенсов более 15 тысяч. А в России, по некоторым данным, на 500 человек приходится по одному магу.
КОЛДОВСТВО - НА СЛУЖБУ НАРОДУ
Никто не возьмется сосчитать, сколько эти кудесники обслужили граждан - спрос на оккультизм в стране невиданный. И если предыдущий всплеск, пришедшийся на конец XIX - начало XX века, коснулся преимущественно тогдашней элиты, то нынче он наблюдается среди самых широких слоев граждан.
Учитывая выросший за минувшие годы образовательный и профессиональный уровень, становится неудивительно, что горизонт применения оккультных (эзотерических) инструментов необычайно расширился: от элементарного кодирования до разработок психотронного оружия.
Стоит ли говорить, что при таких масштабах процесс погружения общества в неизведанное происходит как попало. И это вызывает беспокойство у здравомыслящих людей. Доктор технических наук, депутат Государственной Думы Владимир Тетельмин - один из таких обеспокоенных. Вот что он думает ("Российская газета", 27.11.98; все выделения. - Авт.) по этому поводу: "Количество самодеятельных врачевателей, знахарей, колдунов и народных целителей в России превысило все разумные пределы. <...> Экстрасенсы способны улавливать биополя другого человека и, создавая своим полем определенный точно рассчитанный резонанс, добиваются правильного течения всех процессов в организме. Это может привести к исцелению, но людей с такими способностями мало. Да и то они свои способности нередко переоценивают. <...> Этот беспредел пора остановить". На это направлен федеральный законопроект "О биорезонансных воздействиях и энергоинформационном благополучии граждан".
Как люди ученые, Тетельмин и его коллеги по экологическому комитету Думы не верят ни в злых, ни в добрых духов. Они опираются на последние достижения науки эниологии (сокращение термина энергоинформационный обмен, ЭНИО). По определению разработчиков, эниология является сплавом "фундаментальных знаний с нетрадицонными и... эзотерическими" (т.е., говоря проще, оккультными, закрытыми для непосвященных).
И тут весьма характерным видится употребление в названии проекта закона слова "благополучие" вместо слова "безопасность". Подразумевается, что сейчас лицам, наделенным подлинными эзотерическими знаниями, противостоит тьма шарлатанов. Так, по данным Тетельмина, лишь один процент целителей действительно обладает биоэнергетическими способностями, которые необходимо лицензировать и строго контролировать, чтобы работали на благо, а остальным запретить халтурить и вредить. Логика разработчиков проекта мотивирована. Приводятся гигантские суммы, которые берут лже-целители (до 25 тыс. долл.). Демонстрируются действительно ужасающие факты ущерба для физического и психического здоровья людей. Делаются предположения о возможном применении психотронного оружия и тому подобное. Эта информация подкрепляется результатами опроса региональных начальников, большинство из которых за закон. И делается вывод: раз уж процесс все равно пошел, то надо не только ввести его в правовые рамки, но и использовать в мирных целях.
Поле планируемого применения эниологических знаний невероятно обширно: прогнозирование чрезвычайных ситуаций, поисковые работы при спасательных мероприятиях, геологоразведка, археология, фармакология, так называемая "исцеляющая" архитектура, незаметно действующая на благо населения, и (как же без этого?) прогнозирование и даже планирование событий ("астрологическое и геомантическое").
Это весьма сокращенный список. Планы проектировщиков распространяются вплоть до разработки способов передачи информации (телепатии) в места, с которыми невозможна радио- и телесвязь.
ОРУЭЛЛ ОТДЫХАЕТ
Вряд ли этот закон будет принят в обозримом будущем. Но он наглядно показывает, чем занимались наши парламентарии прошедшие четыре года. (Даже закон о регулировании такой отнюдь не эзотерической отрасли человеческой деятельности, как пчеловодство, провалился.) Но будь он, паче чаяния, принят, какие удивительные перспективы открылись бы эниологам! Помечтаем вместе с ними. Они и только они будут в состоянии определять, кто наделен способностью с помощью "точно рассчитанного резонанса" добиваться исцеления и кто достоин лицензии. (Подпольщики будут караться по УК.) Так как люди будут жаждать исцеления всегда, наши эзотерики смогут диктовать, кому его давать, кому нет, не пуская это дело на самотек.
Разумеется, лицензированные экстрасенсы получат право брать деньги с клиентов исключительно по строгому тарифу. А за неточность в расчетах резонанса платить неустойку. Расширится налогооблагаемая база! Пределы применения планируемого "мониторинга энергоинформационного обмена" (по мере развития эниологии) раздвинутся безгранично. Потому что, рассуждая корректно, следует признать: если информацию можно передавать в недоступные техническим средствам места, то ее оттуда можно и считывать. Если можно на благо людей влиять на сельское хозяйство, то можно и во вред.
Рисуя эти оруэловские горизонты, нужно отдать справедливость проектировщикам: они требуют от закона строгого контроля "за деятельностью лиц и организаций, создающих и применяющих энергоинформационные технологии". Именно это одна из важнейших целей (вроде запрета на неконтролируемое распространение ядерных технологий или водки). Но кто будет его контролировать? Специальный эниологический контроль? Ведь какой непосвященный в эзотерические знания поймет, что там творится! Что ж, создадим институт наблюдающих за наблюдающими?
Например, отец Анатолий Берестов, глава Душепопечительского центра для лиц, пострадавших от сект и оккультизма св. Иоанна Кронштадтского, доктор медицинских наук, профессор считает, что хотя закон и предусматривает защиту населения от каких-то отрицательных биоэнергетических воздействий, но он же и не защищает его от армии колдунов и экстрасенсов. Закон, пронизанный оккультизмом, по мнению о. Анатолия, является бесовщиной. Его настораживает то, что он вводится во все сферы бытия: искусство, градостроительство, производство, сельское хозяйство и, конечно, в медицину, куда планируется заслать целую армию "народных" целителей.
Взгляд священника понятен, он все-таки лицо духовное, но и светские врачи подвергают сомнению надобность подобных законопроектов. Так, например, директор НИИ физиологии им. Анохина, академик-секретарь отделения медико-биологических наук PAМH Константин Судаков считает, что лицензировать деятельность целителей, чтобы исключить откровенных шарлатанов, как предлагают депутаты, нельзя, потому что выяснить, какой из экстрасенсов полезен, а какой нет, невозможно, ибо не существует обратной связи между ними и пациентами. Одни даже искренне могут думать, что вылечили, а другие, что вылечились.
Но у разработчиков данной концепции совсем другие взгляды на свое творение. Так, Владимир Тетельмин искренне уверен, что необходима упорядоченность деятельности, имеющей биорезонансное воздействие, начиная от определения геопатогенных зон в градостроительстве и кончая белой и черной магией. А главная задача закона, по его мнению, - это уберечь население России от разного рода шарлатанов, эксплуатирующих готовность больных людей расстаться с последними деньгами, чтобы излечиться от недугов. Ведь только по некоторым данным, "колдовской" деятельностью профессионально занимаются более 16 тыс. человек. Господина Тетельмина не смущает и то, что это не первый разработанный при его участии закон, встречающий противодействие священнослужителей. Ранее был уже Закон "О погребении и похоронном деле", который также вторгался в деликатные сферы духовного регулирования, когда, по его мнению, удалось найти разумную грань, которая свела противодействие священнослужителей к минимуму и позволила принять закон на "ура". И сейчас он, наверное, уверен, что в данном случаи интересы Церкви и государства совпадут и сделают жизнь человека уютной и комфортной.
Ведь это только один безумный законопроект, который ушедшая Дума передает по наследству новой, и он имеет большие шансы быть ею принятым. Интересно, а сколько еще подобных сюрпризов будет уготовлено для нас?