РЕГУЛЯРНЫЕ встречи министров иностранных дел Франции и России давно уже стали нормой в работе дипломатических ведомств двух стран. Но начинающийся в конце недели визит в Москву Юбера Ведрина выделяется из общего ряда тем, что это будет его первая поездка в Россию после значительных изменений, происшедших в нашей стране: новый президент, новый парламент. Ясно, что Ведрин надеется встретиться не только со своим коллегой Игорем Ивановым, но и с Владимиром Путиным.
Тема Чечни, конечно, неизбежна на переговорах. Однако следует ожидать, что стороны не будут "зацикливаться" на ней. Обычно на встречах такого рода обсуждается широкий круг вопросов - практически все актуальные международные проблемы, не говоря уже о двусторонних отношениях. Среди тем, которые наверняка будут затронуты и на этот раз, прежде всего можно назвать европейскую безопасность. Вероятно, министры будут говорить не только о том, как они себе представляют ее архитектуру, но и о таком новом аспекте, как концепция европейской обороны. В российских дипломатических кругах внимательно следят за высказываниями европейских политиков по этому вопросу. Создается впечатление, что речь идет не о защите Европы от внешних угроз (для этого существует НАТО), а о миротворческих акциях. Но для этого нужен мандат ООН.
Другая тема для большого серьезного разговора - ОБСЕ. В Москве убеждены, что организация призвана быть центральной осью всей системы европейской безопасности. А у некоторых западных политиков есть тенденция отвести ОБСЕ второстепенную роль в этих делах.
Безусловно, пойдет речь об отношениях с ЕС, тем более что во второй половине года Франция будет председательствовать в Европейском союзе, а летом предстоит саммит Россия - ЕС. К этому времени нужно найти консенсус по стратегии расширения ЕС. Позиция Москвы известна: перед тем как принимать новых членов, необходимо предусмотреть меры для нейтрализации экономического ущерба, который будет нанесен этим России.
В связи с ситуацией в Чечне Комитет министров иностранных дел ЕС принял неделю назад в Брюсселе ряд решений, которые хотя и не были названы санкциями против России, по сути таковыми являются. В то же время была подтверждена роль России как важнейшего партнера ЕС.
По чеченской проблеме Франция согласна с тем, что Россия может и должна бороться с терроризмом, но в Париже (как и в других европейских столицах) считают неадекватными методы, применяемые Москвой. Зато по многим другим региональным проблемам, например по Ближнему Востоку, позиции России и Франции очень близки. То же относится к отношениям с Ираком.
Что касается двусторонних отношений, то Ведрин и Иванов, по всей видимости, постараются оживить их, придать им новый импульс. Пока что пресловутое "привилегированное" партнерство между Россией и Францией остается скорее в области красивых декларации, чем реальных дел.
Париж