Олбрайт и Арафат: ближневосточное урегулирование символизирует встречи на высшем уровне, но реальный локомотив мирного процесса - экономика. Фото АП |
СИТУАЦИЯ на Ближнем Востоке никогда не была простой. После того как после Второй мировой войны в регионе образовалось сразу несколько самостоятельных государств, грозовые тучи непрекращающихся военных столкновений, казалось, навсегда повисли над регионом. Хотя большинство войн велось между Израилем и арабскими странами, немало крови было пролито и без участия еврейского государства.
Тем не менее со временем противоборствующие стороны приходили к необходимости мирного сосуществования. Первый мирный договор был заключен между Израилем и Египтом. В 1978 году в Кэмп-Дэвиде египетский президент Анвар Садат и израильский премьер-министр Менахем Бегин подписали историческое соглашение, положившее конец 30-летней вражде двух стран.
Двадцать лет назад заключение мирного договора для Израиля было необходимо как воздух. Страна, несмотря на мощную армию, все еще вынуждена была бороться за выживание среди враждебного окружения. Вопрос о том, будет ли существовать на земле Государство Израиль или нет, был в то время все еще актуален. Заключение мира с одним из наиболее опасных противников, коим является Египет, фактически вывело Каир из силовых межгосударственных разборок в регионе. Антиизраильская коалиция в военном плане сразу ослабла чуть ли не вдвое, что позволило Тель-Авиву сконцентрироваться на противоборстве с оставшимися арабскими странами, в первую очередь Сирией и Ливаном, в меньшей степени - Иорданией.
Однако окончательно баланс сил изменился в пользу израильтян с конца 1980-х - начала 1990-х годов, с падением роли СССР в мире. Это окончательно оформилось после полного развала Советского Союза в 1991 году. СССР традиционно считался главным патроном арабских стран, фактически безвозмездно снабжая их оружием, снаряжением, сырьем и оказывая им другую помощь самого разного рода.
Именно в начале 1990-х годов стала оформляться новая видоизмененная внешняя политика Израиля. Продвижение вперед мирного процесса так и осталось главной целью израильской дипломатии. Другими стали причины, которые заставляют Тель-Авив добиваться поставленной задачи. С распадом Советского Союза, лишившись безграничной поддержки "старшего брата", арабы фактически утратили возможность, хотя бы теоретическую, уничтожить Государство Израиль, чего они безуспешно добивались в течение 40 лет. Причем израильтяне поняли это даже раньше, чем их оппоненты. В настоящее время главной движущей силой мирного процесса являются не соображения обеспечения безопасности, не опасность ядерной катастрофы, которая теоретически может вспыхнуть в этом регионе, и даже не Соединенные Штаты. Силой, заставляющей израильтян идти сегодня на серьезные уступки арабам, стала экономика.
Последнее десятилетие Израиль достаточно бурно развивался, показав неплохие темпы роста экономических показателей. Тем не менее государственная машина во многом зависит от иностранной помощи. Миллиарды долларов израильтянам ежегодно выплачивают Соединенные Штаты, Европейский союз, Япония и некоторые другие государства.
Еще около 10 лет назад Институт стратегических исследований Израиля опубликовал любопытнейший доклад, в котором проведен анализ развития событий на Ближнем Востоке в конце XX - начале XXI века. Фактически все прогнозы израильских специалистов к настоящему времени сбылись. Многие события происходят даже с опережением графика, составленного специалистами Земли Обетованной. Здесь и заключение мирного договора с Иорданией в 1993 году, начало мирных переговоров с Сирией, нормализация отношений с Саудовской Аравией и другими арабскими государствами Персидского залива.
Однако наибольший интерес вызывает распределение своего рода обязанностей между странами Ближневосточного региона по замыслу израильских стратегов. Главным поставщиком энергетических и финансовых мощностей, разумеется, должен стать регион Персидского залива.
Египет и частично Алжир должны взять на себя разработку всех отраслей тяжелой промышленности.
Судану придется стать одной большой фермой и снабжать Ближний Восток, и не только, продукцией животноводства.
Остальным странам Северной Африки отводится роль сельскохозяйственного придатка.
Сирия, Ливан и Иордания станут базой для развития средней и легкой промышленности.
Израилю отвели самое на первый взгляд скромное место - Земле Обетованной предстоит стать центром развития высоких технологий. Другими словами, командным пунктом управления всем регионом Ближнего Востока в XXI веке.
Без сомнения, распределение будущих ролей среди стран региона проведено с учетом многих особенностей. Правда, учитываются при этом лишь интересы и выгоды Израиля. Хотя, казалось бы, уровень жизни в Израиле действительно намного выше, нежели в среднем в арабском мире. Об этом открыто говорят и сами израильские политики, свято верящие в то, что им предначертано вывести арабов на недосягаемые раньше для них высоты. При этом арабские страны стараются не называть будущим сырьевым придатком Израиля, хотя подразумевается именно это.
Израильские обещания о светлом будущем для арабского населения Ближнего Востока пока остаются лишь обещаниями. Более того, на примере Иордании можно убедиться в решимости Израиля так и оставить их словами на бумаге. В свое время одним из основных направлений, по которому планировалось развивать иорданско-израильское сотрудничество после подписания мирного договора 1993 года, стороны намеревались сделать туристическую отрасль. В частности, предполагалось, что туристы со всего мира будут приезжать в Иерусалим, который ежегодно притягивает миллионы людей. Подразумевалось, что после знакомства с городом, которое обычно занимает несколько дней, людей по заранее оговоренному маршруту будут перевозить в Иорданию, где также хватает интересных исторических ценностей, например город Петра. Такой маршрут заинтересовал туристов из многих стран. Казалось, деньги в казну королевства потекут мощной рекой - ан нет. Схема, предложенная в свое время израильтянами, при внедрении в жизнь практически не претерпела изменений, за исключением одного маленького нюанса. В Иорданию туристов привозят, но вот живут они все-таки в израильских отелях, и прибыль таким образом целиком оседает там же, в Израиле.
Арабы постепенно понимают, к чему может привести израильская экспансия в регионе. К тому же уже существуют некоторые арабские компании, которые через посредников оказались в руках израильского капитала. Однако пока меры противодействия не выработаны и дело не идет дальше рассуждений. Тем более что и свободных денег у арабов уже не так много, как раньше. Ведь только на войны между собой (без участия Израиля) страны региона потратили примерно 150 миллиардов долларов.
Тель-Авив-Москва