В САМЫЙ разгар военной операции НАТО в Косово первый итальянский премьер-посткоммунист Массимо Д"Алема, разрывавшийся между желанием продемонстрировать верность союзническому долгу и стремлением найти политическое решение кризиса, словно манне небесной возрадовался известию о старте гуманитарной акции "Аркобалено" ("Радуга"). Наконец-то у главы левоцентристского правительства появилась тогда возможность переключить внимание общественности, бурно переживавшей войну альянса против суверенной Югославии, на нечто сугубо положительное.
На самом деле около пяти миллионов итальянцев, которым телевидение в те дни практически круглосуточно показывало толпы албанских беженцев, покидавших Косово, активно откликнулись на призыв собирать средства для "жертв режима Милошевича". В достаточно сжатые сроки были собраны 129 миллиардов лир, и еще 70 миллиардов были выделены из государственной казны. Стараясь не слышать рева боевых самолетов, которые с военных баз НАТО на Апеннинах постоянно отправлялись бомбить непокорную Югославию, Д"Алема с изрядной долей политического лукавства провозгласил, что славная миссия "Аркобалено" является чуть ли не главным подтверждением миротворческих намерений Италии, а значит, и всего блока НАТО. Прямо скажем, для премьера эта операция была своего рода индульгенцией перед левыми, которые указывали на его ответственность за безобразия, творившиеся на другом берегу Адриатического моря.
Прошло чуть более полугода, и это "радужное" настроение Д"Алемы растаяло как дым. Дело в том, что 20 января наручники защелкнулись на запястьях руководителя миссии "Аркобалено" Массимо Симонелли и трех его ближайших соратников по национальной Службе гражданской обороны, которой была доверена ключевая роль в оказании помощи беженцам. Прокуратура предъявила им серьезные обвинения в хищении материальных ценностей, искажении финансовой отчетности и других преступлениях. Известие об этом произвело на Апеннинах эффект разорвавшейся бомбы, поскольку разворовыванию подверглись фонды, предназначенные для обездоленных людей, которые зачастую были лишены иных средств к существованию.
Постепенно становятся известны все новые подробности этой позорной истории. Так, основные эпизоды следственного дела связаны с хищениями и последующим разграблением лагеря для беженцев в албанском городе Влера. Скандальная пленка, повествующая о том, как после ухода итальянских военнослужащих все материальные ценности - палатки, одеяла, одежда, продовольствие, лекарства - из этого лагеря буквально в считанные часы растащили албанцы, впервые была показана в популярной сатирической телепередаче "Стриша ла нотиция". Затем эти же шокирующие кадры опубликовал еженедельник "Панорама". Кстати, документы ясно показывали, что "стихийное" разграбление лагеря было хорошо организовано, и за ним безучастно наблюдали как минимум несколько итальянских военнослужащих.
Прокуратура города Бари взялась за расследование обстоятельств данного дела с профессиональной дотошностью, и постепенно на свет вылезли обстоятельства вполне уголовного характера. Чего стоит, например, одна история с семью бесследно исчезнувшими автомобилями, которые Симонелли по окончании миссии "Аркобалено" должен был еще в июле прошлого года передать в дар албанским властям. Другая, не менее удивительная история связана с тем, как он же перевел на свой личный банковский счет многомиллионную сумму из средств миссии, и лишь месяц спустя, вероятно под угрозой разоблачения, вернул ее в распоряжение Службы гражданской обороны. Следствие выявило полное нарушение финансовой отчетности в лагере беженцев во Влере, начальник которого Лучано Теналья беззастенчиво списывал многие сотни миллионов лир. Особая страница этой истории касается активного участия в этом позорном грабеже боссов албанской мафии, в частности некоего Рами Изуфи, который был главным партнером итальянских властей в зоне Влеры.
По сугубо предварительным подсчетам, в ходе миссии "Аркобалено" были похищены около 1 млрд. 900 млн. лир, то есть более миллиона долларов. Но это только первые прикидки. В последние дни выяснилось, что аналогичные грязные дела творились в крупнейшем итальянском лагере для беженцев в североалбанском городе Кукес близ границы с Косово. Еще одна афера связана с пребыванием косовских беженцев на бывшей ракетно-ядерной базе НАТО в сицилийском городе Комизо, где также тратились деньги миссии "Аркобалено". Хотелось бы ошибиться, но я почти не сомневаюсь, что подобные преступные злоупотребления еще будут выявлены и в других "радужных" местах. В итоге оскорбленными оказались искренние добрые чувства миллионов итальянцев, а разрекламированная политиками "славная миссия" обернулась национальным позором.
Возмущенные старшеклассники из городка Серавалле, собравшие в свое время 300 тысяч лир для "Аркобалено", на днях потребовали вернуть им эти деньги. Успокаивать ребят отправился лично Д"Алема, который заверил их, что гуманитарная миссия, несмотря ни на что, остается "славной страницей" современной истории, поскольку "итальянская солидарность не была обманом". Правда, премьер был явно озабочен тем, что "некоторые личности могли воспользоваться этой акцией для извлечения выгоды". К сожалению, именно так и обстоят дела. Недаром главный партнер албанского "крестного отца" Изуфи - итальянский предприниматель Сальваторе Тафуро цинично заметил: "Война всегда приносит деньги. На этот раз и я заработал неплохо". Поистине война остается войной, уродливой во всех своих проявлениях.
Рим