В КОНЦЕ прошлой недели в резиденции НАТО в Брюсселе царило возбуждение, даже переполох. Руководство альянса во главе с генеральным секретарем лордом Джорджем Робертсоном было взбудоражено визитом прокурора Международного уголовного суда по делам Югославии синьоры Карлы дель Понте. Дело в том, что помимо миссии выявления состава преступлений сербов в Косово прокурор должна вынести еще и вердикт по жалобе против действий НАТО в Югославии. Такая жалоба, оформленная по всем правилам и принятая к рассмотрению, поступила в официальном порядке от группы видных юристов нескольких стран под председательством известного канадского профессора права из университета в Торонто Мишеля Мандела. Эти юристы с мировыми именами обвиняют НАТО прежде всего в "подлости и низости", выражающихся в том, что ВВС альянса ради перестраховки, "на всякий случай" бомбили заведомо жилые районы сербов, не являющиеся военными объектами. Фактов на этот счет приводится больше чем достаточно. В жалобе международных юристов убедительно изложены и другие обвинения в адрес Североатлантического союза: развертывание военных действий без согласия Совета Безопасности, многочисленные свидетельства и доказательства самого настоящего разбоя, истребления мирных жителей. Все это напрямую подпадает под определение терроризма. Короче говоря, НАТО инкриминируются преступления против человечества с предъявлением соответствующих фактов и конкретных улик. Согласно международным правилам нести ответственность за содеянные преступления должны их инициаторы и организаторы, то есть Клинтон, Блэр и Ширак.
В стане НАТО, где, естественно, знают об этой жалобе, к визиту прокурора готовились с плохо скрываемой нервозностью, суетливо. Тем более что перед отъездом в Брюссель она публично и даже несколько угрожающе заявила о своем "твердом намерении дать этой жалобе ход". Поэтому аккредитованные здесь послы стран НАТО явились на встречу с дель Понте во всеоружии - с объемистыми досье оправдательных документов. По доверительной информации, полученной корреспондентом "НГ" из натовских источников, определенное беспокойство проявлялось даже в самых верхах Вашингтона и Лондона. Оттуда поступили специальные инструкции, чтобы придерживаться такой единой позиции: нельзя, мол, ставить на одну доску побочные случайные издержки, то есть гибель мирных жителей при бомбардировках, и преднамеренное истребление албанцев сербами. Одним словом, перед приездом дель Понте натовцы изрядно волновались.
Однако страхи оказались напрасными. Прокурор развеяла тревогу принимавшей ее стороны: по своему статусу она обязана рассматривать любой иск, претензию, жалобу, поступающую в Международный суд, но это совсем не значит, что к каждому такому обращению должен быть адекватный подход... Соответствующей рабочей группе, сказала она, поручено разобраться в жалобе юристов по поводу действий НАТО, чем она и занимается. При этом прокурор сделала внушительную паузу, многозначительно оглядела притихшую аудиторию натовских начальников и послов и добавила: "Однако работа по этой жалобе ведется не спеша. Торопиться некуда. Данная жалоба не входит в число моих прокурорских дел". У собравшихся на эту аудиенцию отлегло от сердца. Всем стало ясно, на чьей стороне симпатии вроде бы столь грозной синьоры и что пресловутая жалоба надежно упрятана в долгий ящик, где и будет пылиться до греческих календ.
Пресс-секретарь прокурора Международного суда Поль Ризлей пояснил, что приоритетом является работа по раскрытию преступлений сербов. Однако здесь возникла проблема и образовался затор: "приоритет" есть, а вот необходимых улик, солидных примеров, фактов, увы, набирается маловато. Задача дель Понте осложняется еще и тем, что у нее, оказывается, уже есть некий (кем утвержден - неизвестно) план-разверстка - за два года посадить на скамью подсудимых ни мало ни много 150 сербских преступников. Но, спрашивается, где их взять? Вот с этой целью и пожаловала синьора прокурор в штаб-квартиру НАТО за помощью. Об этом так и было заявлено: ведь именно альянс как никто другой располагает "богатейшей информацией о жестокостях и зверствах сербов в Косово и может отловить и арестовать преступников на местах".
Короче говоря, сделка налицо, и она состоялась. Карла дель Понте навсегда похоронит в анналах своего суда жалобу юристов на НАТО, а НАТО, в свою очередь, обеспечит прокурора необходимыми материалами для успешного проведения следствия и доставит ей в Гаагу живых сербских преступников в требуемом количестве. Похоже, что обе стороны ударили по рукам и расстались очень довольные друг другом.
Брюссель