ПОЧТИ в похоронных тонах поведали в понедельник вечером российскому телезрителю ведущие одного из телеканалов - НТВ - о том, что было ими приравнено к трагическому отлучению России от Европы. О решении министров иностранных дел стран ЕС в Брюсселе, размышлявших, что делать с Россией по чеченской проблеме, и еще об аналогичном событии в Страсбурге, где на ассамблее ПАСЕ была начата процедура, которая может кончиться, а может и не кончиться ограничением или прекращением полномочий российской парламентской делегации на парламентской ассамблее.
ОРТ, которое тоже имеет вполне очевидные пристрастия, на сей раз дало факты в полном объеме: что и где реально произошло. Выводы же глобального значения можно сделать потом. При таком подходе становится яснее, ввели ли против России санкции или "не совсем санкции", будут ли они хоть в малейшей степени ощутимы, и что вообще мы имеем на данный момент - удар по России или, наоборот, максимально успешный исход долгой дипломатической операции. А еще лучше предоставить делать выводы своей аудитории (читателям). Возможно, материал нашего корреспондента в Брюсселе поможет читателям "НГ" точно оценить то, что произошло в прошедший понедельник.
* * *
В БЕЛЬГИЙСКОЙ столице на сессии Совета Европейского союза на уровне руководителей внешнеполитических ведомств в качестве первоочередной темы обсуждалось положение в Чечне. Результаты обсуждения - фактически коллективное мнение объединенной Европы на этот счет - отражены в соответствующем заявлении, в котором содержится как понимание стремления Москвы сохранить целостность государства, так и угроза санкций против нее. Так, выражая озабоченность в связи с нагнетанием военных действий в Чечне, министры иностранных дел подтверждают в то же время право России бороться против терроризма и отстаивать единство своей территории. Это в качестве преамбулы.
Затем министры конкретизируют свою позицию и высказывают обязательные для исполнения рекомендации комиссии ЕС, которые она должна превратить теперь в практику во взаимоотношениях с Россией, дабы продемонстрировать степень озабоченности событиями на Северном Кавказе. В качестве одной из мер воздействия на Москву предложено переориентировать программу технического содействия ТАСИС исключительно на проекты, связанные непосредственно с "развитием демократии, гуманитарной помощью и построением гражданского общества". Трудно сказать, как это все будет выглядеть на деле, что это будут за проекты. Ясно одно - Европейский союз нашел удобный предлог для сокращения и без того вялого и весьма малоэффективного содействия России в рамках программы ТАСИС.
На просьбу корреспондента "НГ" дать более определенное разъяснение такой резолюции комиссар комиссии ЕС Кристофер Пэттен, ведающий и связями с Россией, ответил так: "В соответствии с программой сотрудничества с Российской Федерацией в нынешнем году на эти цели предусмотрен бюджет в размере 130 млн. евро. Предлагаемая мера состоит в том, чтобы из этой суммы на неопределенное время заморозить около 90 млн. евро, оставив их в подвешенном состоянии. Кроме того, по ряду причин в 1990 году не были использованы кредиты для России в размере 30 млн. евро, которые выделялись для поставок продовольственных товаров. При иных обстоятельствах эти кредиты могли бы быть перенесены на нынешний, 2000, год, как это практикуется в подобных случаях. Однако решено этого не делать, данная сумма будет аннулирована, вычеркнута из статьи расходов по России".
В наборе мер давления на Москву, которые министры направили для исполнения в комиссию ЕС, обращает на себя внимание также отказ расширить для России преференции в торговле. Дело в том, что в настоящее время такие преференции позволяют нашей стране экономить до 120 млн. евро в год, и российская сторона просила сделать жест доброй воли - распространить эти преференции еще на 60 млн. евро, чтобы расширить свой торговый оборот с партнерами по Евросоюзу. Однако ранее - и вне связи с заседанием в Брюсселе - Совет министров решил дать задний ход и ответил отказом. Последует и ряд других уколов разной степени чувствительности для России. Если же подвести заседанию министров итог, то можно смело констатировать: у России решено отобрать то, чего ей и не давали. Это касается и застрявших с прошлого года кредитов на продовольствие, это касается и обещанных, но так и не реализованных преференций.
Конечно, и сам характер обсуждения внутреннего российского конфликта, и попытка оказать давление на российское руководство путем экономического ущемления являются вмешательством в дела суверенного государства. Искушенные в политике, опытные руководители дипломатических ведомств европейских стран, безусловно, все это прекрасно знают и понимают, как и то, что такими мерами нельзя изменить отношение Москвы к бандитским формированиям в Чечне. Поэтому Совет министров в заключении итогового документа отмечает: "Европейский союз намерен и впредь развивать отношения с Россией, сотрудничество с ней будет продолжено, и нет намерений его сворачивать. Речь идет не о санкциях, а лишь о некоторой корректировке в сфере сотрудничества, чтобы выразить тем самым несогласие с действиями Москвы в Чечне". Заявление министров заканчивается в приподнято-мажорной тональности: "Россия была и остается крупнейшим партнером Европейского союза, который хотел бы продолжать строительство и развитие долговременного стратегического партнерства в интересах укрепления безопасности и стабильности в Европе и мире". При этом было также выражено удовлетворение тем, что и.о. президента России Владимир Путин заверил международную общественность, что он будет информировать ЕС о развитии позиции его страны в чеченском вопросе.
Брюссель