Вук Драшкович доволен результатами парламентских выборов в России. Фото автора |
- Господин Драшкович, совсем недавно сербская оппозиция впервые за многие месяцы вновь выступает единым фронтом: приняты документы о совместной стратегии. Однако мы помним, что объединение различных оппозиционных сил Сербии происходило неоднократно, но всякий раз по разным причинам происходил раскол. Что заставило объединиться вас после нескольких месяцев затяжной ссоры с другими силами?
- Прежде всего мы договорились о выработке и реализации совместной стратегии борьбы с государственным терроризмом, который проводится сейчас против сербской оппозиции, против ее лидеров, против независимых средств массовой информации, против сербских граждан, которые не поддерживают политику режима нашей страны, политику состояния войны с Соединенными Штатами и с Европейским союзом. Главная же цель нашего объединения - добиться проведения выборов в Сербии на всех уровнях власти на демократических условиях.
Десятого января мы подписали первый документ такого рода. Хочу подчеркнуть: все демократические силы поставили подпись под ним ради будущего нашего народа, ради будущего федерации Сербии и Черногории. Одной из составляющих основы нашего единства стали и вопросы нашей внешней политики. Именно в этой связи мы направили письмо министрам иностранных дел ЕС, США, России и Китая. Как известно, в нем мы потребовали, во-первых, безусловного выполнения резолюции 1244 СБ ООН по Косово, во-вторых, безусловной отмены запрета на воздушные сообщения с Югославией, снятия нефтяного эмбарго и увеличения гуманитарной помощи для трех миллионов голодающих жителей Сербии и Черногории. Мы предложили главам дипломатических ведомств Евросоюза и США принять решение и публично заявить о согласии снять все санкции в тот момент, когда демократические силы и власть договорятся о демократических условиях проведения досрочных выборов на всех уровнях власти.
- Москва, как известно, не раз ставила вопрос о необходимости неукоснительного выполнения резолюции Совета Безопасности ООН и прекращения мер экономического воздействия на Белград. Вы в своем стремлении убедить Запад снять санкции с Югославии, насколько я понимаю, рассчитываете на поддержку России, на ее дипломатию. Каковы ваши личные отношения с министром иностранных дел РФ Игорем Ивановым?
- Я считаю Игоря Иванова близким другом. Вообще все русские - мои друзья, такова традиция моего народа. Через своего представителя в Москве я направил личное послание Иванову с просьбой, чтобы министр иностранных дел великой России помог нам в ходе контактов со своими коллегами из ЕС и США довести до их сведения идею о необходимости сделать шаг навстречу нашим требованиям.
- Западные дипломаты были весьма удивлены, что вы так открыто и громко выступили против санкций. Вы, таким образом, стали одновременно оппонентом и этой западной политики, и политики югославских властей. Чем вызвана такая позиция?
- Что делает президент Слободан Милошевич? Он совершает глупости, которые оборачиваются против нашего народа. Посудите сами: после восьмидесяти дней бомбардировок Сербии он принял ультиматум НАТО и позволил ввести иностранные войска в Косово, и одновременно он продолжает сохранять враждебные отношения со странами, отправившими свои войска в Косово. Где здесь логика? Где борьба за национальные интересы?
Но и Соединенные Штаты действуют не менее странно. Они не хотят снять санкции... Санкции против кого? Против сербского народа.
Мы живем сегодня в тюрьме. Когда я встречался с Мадлен Олбрайт на саммите ОБСЕ в Стамбуле и на министерском форуме "большой восьмерки" в Берлине, я говорил ей: "Я не знаю, сидели ли вы в тюрьме. Я сидел дважды. Извините меня, но нельзя построить демократию в тюрьме. Нет тюрьмы без стен. А кто построил эти стены вокруг Сербии? Милошевич? Нет - вы построили эти стены. А Милошевич сегодня - хозяин в этой тюрьме, за этими стенами. Вы поддерживаете политику, которая дает возможность тому же Милошевичу быть комендантом Гулага".
- И что вам ответила Олбрайт?
- Она сказала: "Я понимаю, господин Драшкович, что санкции - это коллективное наказание сербского народа. Но если мы снимем санкции, то это усилит Милошевича". Я ответил ей в Стамбуле, и все министры иностранных дел слышали это: "Извините меня, но отмена санкций принесет Милошевичу такую же пользу, какую летнее солнце приносит снегу". В Берлине мы продолжили диалог. Я сказал, что если ЕС и США разрушат стену санкций вокруг Сербии, то режим Милошевича падет. У Олбрайт не было ответа. Она лишь сказала: "Вы опасный человек, потому что у вас опасные аргументы, на которые у меня нет ответа".
- Осенью вы попали в автокатастрофу, в которой погибли ваши соратники, члены руководства сербского движения обновления. Тогда вы заявили, что произошедшее - это покушение, организованное югославскими властями. Каковы результаты расследования?
- Доказано - и все доказательства находятся в распоряжении суда, - что, во-первых, грузовик, груженный песком, наехавший на наш автомобиль третьего октября прошлого года, принадлежал Службе безопасности Сербии; во-вторых, у меня есть документы, свидетельствующие, что второго октября, то есть за день до покушения, этот грузовик "Мерседес-3535" ремонтировался в автосервисе, а счет за ремонт был оплачен МВД Сербии; в-третьих, на месте преступления, в результате которого погибли четверо руководящих сотрудников моей партии, то есть все находившиеся в автомобиле, кроме меня, был найден номерной знак грузовика. Однако этот номер не зарегистрирован в государственном компьютерном реестре автомобильных номеров. Этот номер входит в специальный секретный список службы государственной безопасности. Экспертиза установила, что номерной знак произведен предприятием МВД. В-четвертых, все свидетели - а их очень много - заявили в суде, что водитель грузовика сразу же после преступления сел в поджидавшую его автомашину марки "Фольксваген Гольф" и скрылся. До сих пор он не найден.
- На ваш взгляд, Западу выгодно укрепление режима Милошевича или он просто не понимает аргументов оппозиции относительно необходимости снятия санкций?
- Я думаю, что европейские страны все понимают. А американцы не понимают ничего. Но, к сожалению, реальность складывается следующим образом. Европейцы могут сказать: мы против санкций, мы поддерживаем вашу стратегию, но Соединенные Штаты Америки нам не позволяют идти в этом направлении. Это значит, что Германия, Англия, Франция, Греция, Италия сегодня в руках Америки. Им, может быть, стыдно, но в то же время они не хотят враждовать с Америкой. Они считают, что в интересах их стран стратегическое сотрудничество.
И, кстати, если уж Европейский союз не готов враждовать с Америкой - то где силы у Сербии для этого? Кто нам дает право надеяться, что Россия должна начать из-за нас третью мировую войну? Что будет означать третья мировая война? Конец цивилизации.
Знаете, какая пропаганда проводилась здесь еще в декабре? Говорилось, что на парламентских выборах в России победят коммунисты, после чего они поведут дело к третьей мировой войне, а третья мировая война - это то, что нам и нужно. Это сумасшествие. А сейчас говорят: хорошо, коммунисты проиграли парламентские выборы, но зато Зюганов выиграет президентские выборы у Путина; и даже если Путин выиграет их, то тогда уже Китай начнет третью мировую войну. Вот до такого абсурда доходило.
- А как вы оцениваете итоги парламентских выборов в России?
- Я лично очень доволен. Я поздравил господина Путина. Я твердо верю, что он победит и на президентских выборах. Это будет победа реформаторских, демократических сил России. Именно в этих силах я вижу мудрость Петра Великого. Каким образом Петр Великий создал великую Россию? Он все хорошее взял у Запада и на этой основе строил великую Россию. У России большое преимущество: огромные природные богатства, большое число образованных людей, широта русского духа. Необходимо лишь привнести западные принципы организации. И через пятнадцать лет Россия станет мировой державой номер один.
- Если вспомнить недавнюю историю, историю роли России в судьбе Югославии... Скоро исполнится год переговорам в Рамбуйе. Какова ваша оценка действий Москвы? Все ли было сделано, чтобы впоследствии предотвратить начало войны НАТО против Югославии?
- Скажу точно: Игорь Иванов не мог предотвратить войну на Балканах - ее должны были предотвратить мы. Мы должны были найти формулу компромисса, и возможности для этого были. Благодаря российской позиции в контактной группе в Рамбуйе за десять часов до приезда Мадлен Олбрайт в Париж у нас было замечательное политическое соглашение. Оставалось только его подписать. В этом случае Мадлен Олбрайт не смогла бы испортить это соглашение. Россия обеспечила отличное политическое решение. А то, что Милошевич не принял этого соглашения, - это вовсе не вина Иванова. Российским дипломатам, Иванову принадлежит заслуга в создании отличного проекта политического соглашения.
- Как вы оцениваете недавний визит министра обороны России Игоря Сергеева в Белград?
- Я предпочел бы не комментировать его.
- Вернемся к внутренней политике Югославии и вашим требованиям, требованиям объединенной оппозиции. Насколько реально провести выборы до конца апреля?
- Если Запад отменит санкции или часть санкций, внеочередные демократические выборы обязательно пройдут. Миллионы сербских граждан увидят, что Запад не будет наказывать демократическую Сербию. У людей появится надежда, что в этом случае мы сохраним и Косово, и нашу федерацию с Черногорией. У Милошевича не будет в этом случае аргументов против досрочных выборов.
- Вы в этом уверены?
- Да. Ему просто придется согласиться. Но если санкции не будут отменены, это будет означать, что Америка поддерживает Милошевича вопреки интересам сербского народа.
Белград