НЫНЕШНЯЯ неделя опять оказалась драматической для Христианско-демократического союза - бывшей партии власти, правившей в ФРГ под руководством своего лидера и экс-канцлера Гельмута Коля более 16 лет подряд. Она началась с новых разоблачений, финансовых афер и махинаций, связываемых уже не только с этим именем. Под давлением обстоятельств президиум заявил, что Гельмут Коль, отказываясь открыть имена тайных спонсоров его "черных касс", нарушает обязанности почетного председателя партии. Президиум потребовал, чтобы он либо раскрыл все карты, либо "приостановил" свое почетное председательство.
В ответ "канцлер германского единства" еще раз огорошил своих былых соратников, объявив поздно вечером во вторник, что оставляет пост почетного председателя ХДС, ибо не может нарушить данное в свое время обещание не раскрывать тех, кто "финансово помогал" ХДС. Сделанный Колем выбор может, однако, дать лишь дополнительную пищу подозрениям о почти мафиозном характере связей его партии с соответствующими "инвесторами".
Как известно, и нынешний председатель ХДС Вольфганг Шойбле, долгие годы "кронпринц" и правая рука Коля, вдруг вспомнил, что однажды принял стотысячный "черный нал" от подозрительного торговца оружием. Докладывая фракции ХДС-ХСС в бундестаге о ходе проводимой внутрипартийной ревизии финансового хозяйства, Шойбле сообщил, что ее предварительные результаты свидетельствуют об "отмывании денег" и о том, что следует ждать дальнейших разоблачений. Тем временем одно из них уже бередит организацию ХДС в земле Гессен. Выяснилось, что она имеет на тайных счетах в Лихтенштейне и Швейцарии 17 миллионов марок таких же неучтенных денег, какими распоряжался и Гельмут Коль. Любопытно, что эти махинации на земельном уровне предпринимались тогда, когда организацию ХДС в этой земле возглавлял министр внутренних дел ФРГ Манфред Кантер, который был обязан до мелочей соблюдать существующие законы. По признанию христианско-демократического премьер-министра земельного правительства Роланда Коха, сумма тайных вкладов может оказаться еще большей. Оппозиция в гессенском ландтаге в лице социал-демократов и "зеленых", уступивших в феврале прошлого года местную власть христианским демократам, заявляет, что победа последних на выборах была достигнута с использованием "черных касс", и на этом основании требует теперь роспуска ландтага и новых выборов.
Так или иначе, сейчас уже нет сомнений, что это была система, незаконная практика, пронизывавшая скорее всего всю партию Коля. Ее разоблачение чревато серьезными последствиями не только для христианских демократов, оказавшихся по уши в болоте коррупции, незаконных махинаций. Подрывается доверие многих немцев к устоям демократии. Но одно все-таки говорит в ее пользу: рано или поздно, но при ее наличии тайное становится явным, и тогда не спасет никакой почет, никакие государственные заслуги. Тем более что она, демократия, не признает в Германии никакой эксклюзивной неприкосновенности даже для такой действительно исторической фигуры, как Гельмут Коль.