Недавняя встреча Сулеймана Демиреля и Эдуарда Шеварднадзе в Тбилиси, посвященная обсуждению ситуации на Северном Кавказе, - типичный пример турецкой челночной дипломатии. Фото АП |
В ДЕКАБРЕ на саммите глав государств Европейского союза в Хельсинки было принято решение поставить Турцию в очередь на членство в этой организации. Это известие вызвало у турков всеобщее ликование. До последнего момента в Анкаре не было уверенности в благоприятном отношении к ее челобитной. Борьба за право слиться с ведущими европейскими державами была окрашена особенностями восточного менталитета, т.е. был, по сути, развязан торг. Помимо выторговывания уступок по кипрской проблеме, по урегулированию взаимоотношений с Грецией Анкара выдернула козырную карту. Зная трепетное отношение европейцев к соблюдению прав человека, турки начали намекать, что в случае очередного отказа во вступлении в ЕС они казнят захваченного ими в феврале 1999 года лидера Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллу Оджалана. Не трудно было представить, что последствия такого действия захлестнут не только саму Турецкую Республику, но и Европу, где проживают более одного миллиона курдов. И в ЕС это прекрасно осознавали. Если у кого и были сомнения, то им все равно пришлось отступить под жестким прессингом США, которые выступили мощным лоббистом Анкары.
С момента саммита ЕС в Люксембурге в декабре 1997 года, когда перед Турцией самым решительным образом захлопнули дверь, ситуация ни на йоту не изменилась. Никакого продвижения в решении проблемы прав человека, в урегулировании кипрской проблемы и территориальных споров с Грецией вокруг островов в Эгейском море не было отмечено. Просто изменилась расстановка сил в самом Евросоюзе. В ЕС пришли новые эмиссары. Точнее - эмиссар. Сегодня рулевым этой организации по внешнеполитическим вопросам стал бывший генсек НАТО испанец Хавьер Солана. Насквозь проамериканский Солана был откомандирован Вашингтоном в Евросоюз с целью корректировки подчас недружного хора 15 европейских стран, а главное - для укрепления американского влияния на одну из длинного списка зон своих стратегических интересов. В этом контексте полноправное членство Турции в Европейском союзе полностью отвечает далеко идущим планам США. Турция - тот рысак, на которого делаются основные ставки в "урегулировании" событий на Балканах, Кавказе, в Средней Азии, и, конечно же, Анкаре отводится особая роль в манипулировании процессами внутри России и вокруг нее.
Отношения России с Турцией всегда носили непростой характер. В последнее время Анкара слишком уж далеко зашла в своих политических интригах и кавказско-среднеазиатских заигрываниях. Официальные заявления, звучащие из турецкой столицы, идут вразрез с практическими шагами. Взять, к примеру, многочисленные заверения о невмешательстве во внутренние дела России и отказе претендовать на влияние в зонах, которые традиционно считаются московскими. В отличие от Ирана, другого геополитического соседа России, Турция своих обещаний не выполняет. Не проходит и месяца, когда бы не поступала информация о сериях челночных визитов руководителей Турции, Азербайджана, Грузии, Казахстана и Туркмении.
Яркая иллюстрация - подписание договора о прокладке нефтепровода Баку-Джейхан. С политической точки зрения проект состоялся, с экономической - потерпел полный крах. Но ради смягчения последствий этого нерентабельного контракта его главный заказчик - США - готов выделить 14 млрд. долл.
Другой примечательный момент. В обмен на уступки, а точнее - прогибы с российской стороны, Анкара неизменно делает заманчивые намеки на возможные закупки солидных партий оружия в России, которые якобы из-за этого трубопровода компенсируют ее потери. Но в данном случае они являются не столько материальными, сколько, по сути, становятся сдачей российских позиций в геопространстве. Так произошло с контрактом на поставку российского зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300 на Кипр. Так сегодня происходит с тендером по танкам и вертолетам.
Особо также следует остановиться на позиции, занятой Турцией по отношению к событиям в Чечне. Официальные власти ограничиваются осторожными, деликатными замечаниями о невмешательстве во внутренние дела России, но "им хотелось бы, чтобы действия Москвы не носили бы столь суровый характер". Но это все на официальном уровне. На практике же сегодня в Турции проходят "стихийные" митинги антироссийского характера, идет сбор средств на поддержку чеченских боевиков, направляются добровольцы в зону боев.
Нельзя сказать, что в Москве этого не знают, не догадываются, кто изначально были инструкторами у бойцов Басаева, где заканчивается "коридор", идущий из Чечни через Грузию. Знают, но предпочитают пока громко не реагировать. В надежде на те же многочисленные посулы турков насчет выигрыша тендеров, на заманчивые выгоды от проекта "Голубой поток", который, кстати, сегодня уже сталкивается с немалыми трудностями и противодействием со стороны все тех же США.
По видимости, именно упомянутыми посулами и объясняется замалчивание Россией курдской проблемы в Турции, в то время как на Стамбульском саммите российского президента просто подвергли уничижительной критике за события в Чечне. Тогда, когда чеченцы обладают всеми политическими и гражданскими правами и им было дано три года на обустройство своей республики, многомиллионное курдское население Турции подвергалось бомбардировкам, геноциду, насильственному переселению, ему отказано в элементарных человеческих правах.