В ПОНЕДЕЛЬНИК генеральный секретарь ООН Кофи Аннан официально внес на рассмотрение Совета Безопасности ООН кандидатуру Рольфа Экеуса как нового главы Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям в Ираке. Генсек сделал это несмотря на то, что три из пяти постоянных членов СБ - Россия, Китай и Франция - заранее высказались против Экеуса. Шведский посол в США Рольф Экеус уже возглавлял Комиссию по разоружению Ирака в 1991-1997 гг.. Тогда ему пришлось покинуть свой пост из-за резких протестов со стороны Ирака. Багдад обвинил шведа в организации под "крышей" комиссии ООН шпионской деятельности в пользу Соединенных Штатов.
Посол РФ при ООН Сергей Лавров подтвердил позицию Москвы и после внесения кандидатуры Экеуса в СБ. "Нам необходимо новое начало, а не продолжение старого", - заявил Лавров. Ему вторит вице-премьер Ирака Тарик Азиз, сравнивший выдвижение кандидатуры Экеуса с "розливом старого вина в новую бутылку".
На выбор у Аннана было около 25 кандидатур на место председателя Комиссии по наблюдению. В частности, значился там финский посол в Израиле и на Кипре Паси Патокаллио и представитель Бразилии при штаб-квартире ООН в Женеве Селсу Аморима. Интересы последнего, кстати, лоббировали Россия и Франция. Тем не менее генсек под мощным давлением США, и в меньшей степени Великобритании, остановился на Рольфе Экеусе.
Кандидатуру шведского дипломата, разумеется, не утвердят. Подобные решения в Совбезе принимаются на основании консенсуса, которого нет и в помине. Странно другое: консультации, которые вели члены СБ ООН перед принятием декабрьской резолюции 1284 об образовании комиссии, предполагали выполнение сторонами ряда условий. Россия изначально настаивала на деятельности в комиссии в качестве наблюдателя. Позднее от этого требования отказались в обмен на обещание оппонентов поставить во главе этого ооновского органа представителя "третьего мира". В нынешней ситуации действия американцев напоминают поведение мужчины, соблазнившего женщину, а затем отказывающегося жениться на ней. Логика Вашингтона проста: мы вас с Чечней не трогаем, а вы уж извольте нам самим с Ираком разобраться. Как бы затяжная война на Северном Кавказе не обошлась нам потерей позиций на многих других дипломатических фронтах, например, иракском.