В МИНУВШУЮ субботу, в 17 часов 5 минут в холле белградского отеля "Интерконтиненталь" был расстрелян в упор из автомата один из самых известных и опасных людей на Балканах - Желько Ражнатович, по кличке Аркан. Миру он стал известен во время недавних войн в Хорватии, Боснии, Косово - его отряды "Тигров" Сербской добровольческой гвардии, как установлено различными международными судебными и правоохранительными инстанциями, отличались наибольшей жестокостью по отношению к противнику и мирным жителям. Каждый раз Аркан воевал как бы параллельно с основными силами сербов - сначала с Югославской народной армией, затем с армией боснийских сербов Радована Караджича и Ратко Младича, последний раз - с сербской полицией и югославской армией в Косово.
У Ражнатовича было слишком много разных ипостасей. В глазах одних - национальный герой, другие его считают кровавым маньяком и убийцей, третьи - самым богатым человеком Сербии, четвертые боялись его как самого авторитетного мафиози. И все же в памяти у многих останется его хладнокровие убийцы. Многие, видевшие его и общавшиеся с ним, говорят, что у него были лицо младенца и добрая мальчишеская улыбка. И с этой улыбкой он отправлял на тот свет сотни людей. С этой же улыбкой он стоял вместе с тысячами сербов весной прошлого года на белградских улицах с известным на весь мир значком "Мишень НАТО".
Ражнатович в последнее время занимал видное положение в Сербии. Он был президентом и владельцем футбольного клуба "Обилич", за пять лет под его руководством превратившегося из дворовой команды в чемпиона Югославии. Кстати, "Обиличу" УЕФА запретила играть в еврокубках именно по причине того, что его президент разыскивается Международным трибуналом по бывшей Югославии.
Ражнатович был неоднократно судим за кражи и вооруженные нападения еще задолго до распада Югославии как на родине, так и за рубежом. Ему удавалось бежать из тюрем в Швеции, Бельгии, Швейцарии, Голландии, Германии.
В 1993 году ордер на его арест выдало хорватское отделение Интерпола (выписывали ордера на арест также отделения Интерпола Швеции и Германии), а в сентябре 1997 года это сделала уже и Луиза Арбур, занимавшая пост главного обвинителя Международного трибунала по бывшей Югославии. Правда, как это часто бывает в МТБЮ, объявила она об этом лишь 31 марта 1999 года. Ражнатович, как выяснилось, входил в тайный список трибунала, правомочность которого оспаривается многими странами, в том числе и Россией. Против Аркана выдвигаются обвинения в совершении геноцида, этнических чисток, преступлениях против человечности, нарушениях законов и обычаев войны. Некие умельцы украли на автозаправочной станции в Гетеборге из машины шведского дипломата папку, в которой находилось досье Гаагского трибунала на Аркана. До сих пор оно, естественно, не найдено.
Обстоятельства убийства пока не позволяют сделать вывод о том, кто был заказчиком и непосредственным исполнителем. Аркан вместе со своим другом и партнером по бизнесу Миленко Мандичем и телохранителем Драганом Гаричем сидели в холле "Интерконтиненталя" почти с трех часов дня. В начале шестого к ним подошел человек с автоматом "Хеклер". Раздался одиночный выстрел, а затем киллер выпустил очередь в своих жертв. Мандич был убит на месте. Аркану пули размозжили голову в области левого глаза, но он еще оставался жив. Скончался он лишь спустя час и пятнадцать минут в реанимации. Та же участь постигла его телохранителя. (Кстати, по сведениям белградской газеты "Глас", телохранитель Ражнатовича - Гарич был сотрудником союзного Министерства внутренних дел.) Нападавший, также раненый, дополз до выхода из гостиницы и скрылся в поджидавшем его автомобиле. След его потерялся на автостраде Белград-Загреб.
Оппозиция не преминула воспользоваться случившимся для того, чтобы в очередной раз заклеймить власть. Так, например, Сербское движение обновления во главе с Вуком Драшковичем в специальном заявлении подчеркнуло, что расстрел в "Интерконе" - это "еще одно подтверждение того, что мы живем в стране государственного терроризма". Высказались по поводу убийства Аркана и западные дипломаты. Слова госсекретаря Мадлен Олбрайт и министра иностранных дел Великобритании Робина Кука были практически идентичными. Оба сожалеют, что Аркана настигла пуля киллера и он не может предстать перед Международным трибуналом по бывшей Югославии.
Белград