ФРАНСУА ГАЛЛУА - личность в Европе известная: генерал военно-воздушных сил Франции, специалист по ядерному оружию. Находясь в последние годы в запасе, он публикует военно-политические исследования, а его книга "Кровь, пролитая за нефть" в 1996 году была отнесена к разряду бестселлеров. Суждения генерала отличаются своеобразием и оригинальностью, как это можно заметить, в частности, по его отношению к событиям в Чечне. В его восприятии этот конфликт отнюдь не банальный ход в предвыборной кампании Кремля, как полагают некоторые здешние политологи. Генерал рассматривает конфликт в контексте продолжающегося противостояния на международной арене Москвы и Вашингтона.
- Обретение независимости мусульманскими республиками бывшего СССР оказало соответствующее воздействие и на народы Кавказа. В то же время Чечню заметно коснулся и всплеск исламского экспансионизма, характерного для нашей эпохи. Добавим сюда прямую поддержку, поощрение Соединенными Штатами мусульманского религиозного фанатизма, который распространился и укореняется теперь повсюду - от Марокко до Индонезии... Американцы прикладывают руку и к созданию напряженности в отношениях России с бывшими республиками, обладающими нефтью. Свидетельство тому уже подготовленный при участии США проект нефтепровода из Туркмении и Азербайджана в турецкие порты, минуя территорию России. Безусловно, это делается в пику Москве.
На вопрос, в чем он видит разницу между военными действиями в Чечне в 1994-1996 годах и сегодня, Галлуа заявляет, что в свое время генерал Александр Лебедь, которого он лично хорошо знает, прекрасно понял простую вещь: его армия не приспособлена вести войну в горных условиях. К тому же Москва не давала ему возможности развернуться как следует, не хотела, чтобы он вышел победителем и приобрел солидный политический вес. Так что Лебедь свел тогда этот конфликт вничью.
- В Грозном сегодня повторяется та же ситуация, что и весной прошлого года в Косово: тогда генералы НАТО обещали закончить операцию в 48 часов, но она продолжалась 78 дней. Российские военные намеревались захватить Грозный через несколько дней, но упустили из виду важный фактор - мусульманский фанатизм. Для России вырисовываются два варианта: или полностью сровнять с землей этот город, или овладеть им с боями, что неминуемо повлечет большие потери. Ведь если гробы из Чечни пойдут штабелями, то можно себе представить реакцию народа. Есть, правда. и третий вариант для Москвы - это превратить войну в долгосрочную, непредсказуемо затянутую кампанию с минимальными потерями в живой силе. Отстранение двух ведущих генералов Шаманова и Трошева, возможно, является как раз показателем некоторых изменений в стратегии, с тем чтобы, приостановив кровопролитные бои, продолжать своим чередом планомерную оккупацию чеченской территории вооруженными силами.
Отвечая на вопрос, чем можно объяснить довольно умеренную реакцию Запада на происходящие события в Чечне, генерал Галлуа высказывает такое мнение: "Не надо забывать, что совсем недавно, грубо поправ Устав ООН, НАТО бомбила Югославию. Эти удары делались в нарушение также положений Североатлантического договора, согласно которому такое возможно лишь в случае агрессии на одного из участников. Наконец, Югославию бомбили в нарушение Женевской конвенции и проигнорировав Совет Безопасности. Так что Западу сейчас совсем не с руки делать нравоучения Москве. К тому же Россия остается ядерной державой...
Страсбург