ПЕРВЫЕ дни нового 2000 года не обманули ожиданий тех, кто предсказывал на пороге веков большие потрясения. Речь, правда, идет не о конце света, который снова почему-то не состоялся. В понедельник крупнейшая в мире информационная компания в Интернете "Америка он-лайн" (АОЛ) объявила о слиянии с гигантом в сфере средств массовой информации - корпорацией "Тайм Уорнер". Новая мегакорпорация, получившая название "АОЛ Тайм Уорнер Инкорпорэйтед", станет крупнейшей в мире и в общей сложности "потянет" на 350 миллиардов долларов. Ее ежегодная прибыль, по прогнозам специалистов, составит, по меньшей мере, 30 миллиардов.
АОЛ и "Тайм Уорнер" стали своего рода пионерами в давно назревающем процессе объединения традиционных СМИ и Интернета. "Тайм Уорнер", сформированная 10 лет назад путем слияния кинокомпании "Уорнер бразерс" и "Тайм инкорпорэйтед", и четыре года назад купившая легендарную "Си-эн-эн", обслуживает пятую часть всех американских пользователей кабельными сетями и уступает по этому показателю лишь "Эй-Ти энд Ти". В корпорации трудятся 70 тысяч человек, а годовой доход достигает 26,8 миллиарда долларов.
Образованная в 1985 году, АОЛ в настоящее время имеет около 20 миллионов подписчиков по всему миру. В прошлом году она приобрела известную компанию - разработчика браузера "Нетскэйп". Сейчас на нее трудятся 12 тысяч человек, и годовой доход равен 4,8 миллиарда долларов.
В "АОЛ Тайм Уорнер инк." 55% акций будет принадлежать "Америка он-лайн" и 45% - "Тайм Уорнер". Возглавит новую компанию глава АОЛ Стив Кэйс. Руководитель "Тайм Уорнер" Джеральд Левин займет в новой структуре пост исполнительного директора. Им предстоит сообща управлять гигантской империей, куда входят теперь АОЛ, журналы "Тайм", "Спортс иллюстрэйтед", "Пипл", телеканал новостей "Си-эн-эн" и многое другое.
Это объединение двух гигантов даст толчок к слиянию других монстров рынка информации - "Яху", "Ликос", "Майкрософт" и "Эй-Ти энд Ти" с одной стороны, и "Дисней", "Сони" и т.п. - с другой. Но уже в ближайшее время изменения коснутся практически каждого из пользователей Интернет. Причем плюсов объединения пока все-таки больше, нежели минусов. Достаточно сказать, что качество и скорость получения информации по Сети возрастет в несколько раз. В частности, в ближайшей перспективе следует ожидать появления услуг электронной почты с видео- и аудиосопровождением.
Тем не менее появление на рынке мощной компании, претендующей на роль монополиста, серьезно тревожит не только более мелкие фирмы. Простые пользователи не понаслышке знают, к чему приводит самоуверенная политика монополиста - на примере деятельности "Майкрософт".