НЕДАВНО в Москве было открыто представительство Раввинского суда Израиля. Сегодня оно располагается в посольстве Израиля. Деятельность представительства курируется главой Раввинского суда СНГ и главным раввином Москвы Пинхасом Гольдшмидтом.
Услышав слова "раввинский суд", многие сразу же вспоминают известные эпизоды, связанные с Иерусалимом, Великим синедрионом, Иешуа (имеется в виду Иисус Христос. - Прим. ред.), Понтием Пилатом... Но история становления демократического образа жизни, защищавшего евреев, начиналась раньше, с периода судей. Полученные у Синая законы оберегали народ. Среди судей Израилевых были воины, жрецы. Они занимались государственными делами и пользовались большим уважением, со всей страны к ним стекались люди с просьбой разрешить частные споры. Одной из самых ответственных задач судей было поддержание единства двенадцати колен Израилевых.
Рассказывая об иудаизме, мы напоминаем, что, помимо религии, этики, образа жизни, это прежде всего закон. Может быть, потому во всем мире лучшими юристами считаются евреи... Закон регламентирует все стороны жизни как личности, так и общества. Потому замечу, у всех иудеев два основных закона - Конституция страны, в которой они живут, и Галаха - они не мешают друг другу, а напротив, позволяют быть гражданами всех стран мира, оставаясь в то же время частью своего народа.
Галаха - еврейский закон, важнейшим этапом кодификации которого стало создание кодекса "Шулхан Арух", в переводе означающего "накрытый стол". Его автор - известный раввин Иосиф Каро, родившийся в Испании в XV веке, в городе Толедо. Переселившись в Израиль, он создал комментарий к сефардской версии книги "Арба Турим" раввина Яакова бен Ашера, а затем на основе этой работы создал свой знаменитый кодекс "Шулхан Арух", изданный в Венеции в 1565 году.
Работа по дальнейшей кодификации Галахи продолжалась и после смерти Каро. Была создана ашкеназийская версия книги. Среди многих последующих версий выделялись "Шулхан Арух Гарав" рабби Шнеера Залмана из белорусского местечка Ляды. Позднее рабби Шломо Ганцфрид, живший в Ужгороде (Закарпатье), издал "Кицур Шулхан Арух" (краткий "Шулхан Арух"). Доступность изложения и небольшой объем позволили ей стать популярной. Так как жизнь еврея регламентируется порядками молитв, соблюдением субботы (шаббат), праздниками, воспитанием детей, имущественными отношениями, то по этим книгам можно было получать ответы. По более сложным обращались к раввину.
Раввин помогает своим ближним приобщиться к иудаизму, к соблюдению 613 заповедей. Их соблюдение и является ключом к Торе. Ведь не зря евреи произносят "Мы будем исполнять и слушать (изучать) "Твою Тору".
Раввином может стать только тот, кто сдал экзамены на "смиху" - на знания, охватывающие все основные своды законов. Не потеряли ли актуальность законы Галахи сегодня, в век космических станций и компьютеров?
За спиной раввина Пинхаса Гольдшмидта в домашнем кабинете среди многочисленных книг знаменитый кодекс рабби Моше бен Маймона из Кордовы, испанского еврея, которого звали Рамбам. Это пять толстых томов в бордовом переплете: "Мишна Тора" (обозрение законов), восемь высоких томов книги "Шулхан Арух" Иосифа Каро. Эти книги, как, конечно, Тора и Талмуд, занимают почетное место на книжной полке у любого раввина. Но здесь, на полках книжных шкафов, занимающих всю стену, книги на шести языках, которыми свободно владеет глава Раввинского суда СНГ.
Многие из них принадлежали его предкам по материнской линии: раввину Франкфурта и главному раввину на голландских территориях в Южной Америке. Книги эти - целые поколения еврейских правоведов от Рамбама до Виленского Гаона, Хаима Волошина, Акивы Эгера, Хазона Иша, Хафеца Хаима и других. Когда раввин Гольдшмидт принимает какое-нибудь решение, то он опирается на этот "багаж" и на знания, полученные от своего учителя, знаменитого раввина Соловейчика. Он часто перебирает книги, когда обдумывает и принимает решения, ведь, помимо вопросов "простых", скажем, примирение супружеских пар, пришедших просить развод, есть сложные вопросы, требующие особой ответственности. Некоторые считают этого молодого 30-летнего человека тщеславным и строгим. Они просто не подозревают об ответственности, которая ложится на плечи раввина. Ведь он прекрасно отдает себе отчет в том, что его действия и комментарии будут пересказываться, записываться, разрешать человеку оформлять документы, жениться и разводиться и многое другое.
Мы познакомились в первые дни его приезда в Москву в 1989 г., в ту пору он был председателем Раввинского суда Всесоюзного совета еврейских религиозных общин (ВСЕРО). Пинхас Гольдшмидт знакомился с прихожанами Московской хоральной синагоги, а те внимательно, не скрывая, разглядывали его иномарку, дорогие костюмы, со вкусом подобранные галстуки. Вскоре он уже знал всех по именам и профессиям. Вначале Гольдшмидт был очень требователен и тем удивлял советских евреев, привыкших к спокойной обстановке, неторопливым и долгим беседам. "Ветер перемен", которые он принес с собой, и был возрождением иудаизма в новой России. Он стал говорить не только о благотворительности, но и о значении образования, просветительской работы, проблеме кошерных продуктов. У него было много идей, которые воспринимались как мечты иностранца. Теперь же, благодаря поддержке Владимира Гусинского, президента Российского еврейского конгресса, сразу увидевшего в нем человека, который сможет наконец претворить грезы бывшего советского еврейства в действительность, никто не воспринимает его как мечтателя.
Религиозная жизнь евреев в Москве, в России стала мало отличаться от зарубежной. У евреев страны впервые появилась возможность жить, следуя законам иудаизма.
С падением древнееврейского государства евреи стали согласовывать свои действия с гражданскими и уголовными законами тех стран, в которых находились. В Раввинском суде рассматриваются вопросы принятия иудаизма, религиозные браки, разводы, подтверждение еврейства, ведь у многих нет других документов, кроме советских паспортов. Но по нашим законам еврей тот, у кого мать еврейка, а по законодательству СССР или Российской Федерации - любой из родителей.
Со времен Британского мандата над Палестиной существуют три системы религиозных законов. В существующем гражданском законодательстве и государственно-судебной системе Израиля записано, что вопросы, касающиеся религиозного имущества, брака и развода, наследства решаются священнослужителями. Скажем, христианин идет к своему священнику, мусульманин - к муфтию, а еврей - к раввину. Представители религиозных конфессий рассматривают вышеназванные проблемы и, приняв решение, выдают документы. Последние настолько важны, что имеют силу государственно-гражданских! В частности, в каждом округе и больших городах Израиля есть Раввинский суд, а в Иерусалиме находится Верховный раввинский суд, возглавляемый главным раввином Израиля Исроэлем-Меиром Лау. Судьи избираются на десять лет.
По еврейским законам развод является сложным вопросом. Необходимо согласие мужа и жены, обязательное присутствие мужа. Ввиду большой эмиграции в Израиль происходят осложнения, многие возвращаются обратно, люди остаются по разные стороны и не могут завести новую семью.
В офисе-представительстве Раввинского суда Израиля, открытого недавно в Москве, работает представитель, подчиняющийся Пинхасу Гольдшмидту. Вопросами определения еврейства занимается посольство Государства Израиль и Еврейское агентство в России. Согласно закону "О возвращении" от 1952 года, любой еврей до третьего поколения имеет возможность приезда в Израиль. Если вопрос о еврействе носит спорный оттенок, то его решают в Раввинском суде.
Строгая регламентированность жизни еврея, правила, своды, обязанности, законы помогли в течение 3000 лет сохранить свою веру и традиции.